В этом году управление образования попробовало провести традиционный августовский педсовет по-новому. Называется он образовательным форумом, а его тема звучит так: «Череповец — территория равных возможностей участников образовательного процесса».
В первый день форума красной нитью в выступлениях экспертов — представителей образовательных учреждений Череповца — проходила тема инклюзивного образования. Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов, как отмечают эксперты, становится все больше. Уже каждый десятый ребенок в России нуждается в специальных образовательных условиях,
Череповец — не исключение. Особенности у всех разные, один может учиться в обычной школе и в перспективе догнать сверстников, другому требуются для этого специальные программы, третий очень отстает в развитии, а четвертый нуждается только в индивидуальном обучении. Но все они имеют право на получение образования, и прежде всего — на собственное развитие.
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы) требуют, чтобы образовательные учреждения могли предоставить возможность учиться детям с ОВЗ — детям с нарушениями зрения или слуха, опорно-двигательного аппарата или сердечно-сосудистой системы и т. д. Но для этого учиться нужно самим педагогам — чтобы понимать особенности обучения таких необычных детей. «Педагоги, как и дети, нуждаются в поддержке», — заметила кандидат педагогических наук Наталия Борисова, один из экспертов, выступавших на совещании. Этот процесс начался: череповецкие учителя и воспитатели проходят курсы повышения квалификации, готовясь к встрече с новыми учениками. При этом, как показывают опросы, только 20 % педагогов относятся к таким изменениями позитивно, готовы изменить стиль и формы преподавания. Да, это сложно, но, видимо, неизбежно.
И. о. заместителя мэра Череповца, начальник управления образования Наталья Стрижова подчеркнула еще один важный момент: совершенствование нормативной базы образовательных учреждений — это тоже необходимо для приема особенных детей.
Главный вопрос: что после окончания школы? Где сможет выпускник с ОВЗ получить профессию, применить те навыки и знания, которые приобрел в процессе занятий в детском саду и школе? Наша газета в начале лета исследовала эту проблему: в Череповце такие возможности есть . О ресурсных центрах в лесомеханическом техникуме и Череповецком госуниверситете говорилось и на форуме.
Ирина Ромина