Мастер Игорь Токаев: «Для меня отзыв клиента часто важнее денег»

Игорь Токаев
Игорь Токаев и его зажигалки
Игорь Токаев и его зажигалки
Игорь Токаев
Фото: st.cherinfo.ru

Череповчанин Игорь Токаев в  свободное от  работы время мастерит уникальные предметы из  кожи и  металла  — именные зажигалки, ручки, кошельки, аксессуары для курения. Все вещи он  делает только под заказ. Почему важно хорошо учиться на  уроках труда, как можно заработать своими руками и  почему хобби не  стоит превращать в  основную работу, мастер рассказал cherinfo.

—  Игорь, я  видел фотографии ваших зажигалок. Выглядят очень круто! Как вы  начали их  делать?

—  Раньше я  занимался оборудованием для татуировок. Потом надоело, решил попробовать делать зажигалки. Тем более, что я  сам курю. Получается, мастерская у  меня уже четыре года, а  зажигалки делаю около года. Раньше я  работал больше со  сталью, а  теперь чаще с  латунью и  медью.

—  Для кого вы  делали первую зажигалку?

—  Первую зажигалку делал для тестя, ко  дню его рождения. Она не  получилась, обе заготовки сгорели во  время пайки, расплавились, а  восстановить не  получилось. Очень я  зол был тогда на  себя. Затем я  сделал зажигалку для себя, и  она работала, хотя, на  мой взгляд, была некрасивой. После этого месяца на  три я  бросил этим заниматься  — решил, пока не  изучу материальную базу, не  посмотрю мастер-классы людей, которые занимаются этим давно, не  почитаю, как что обрабатывать, спаивать, работать не  буду. Чтобы не  нервничать, не  переводить материалы. Зато после подготовки у  меня получилась неплохая зажигалка, сделанная по  типу старых IMCO военных времен.

—  Это какой-то особенный тип зажигалки?

—  Классическое сочетание кремня, фитиля и  колеса для кремня переиграть тяжело. Маневрировать можно в  основном за  счет емкости для бензина, ее  объема, формы или украшения. Именно она придает наполненность композиции, делает зажигалку подарочной или повседневной, легкой женской или увесистой мужской, объемной, с  какой можно ходить на  охоту или рыбалку, или  же маленькой, чтобы не  занимала места в  кармане.

—  Почему выбрали именно форму IMCO ?

—  Для меня важно было сделать герметичную зажигалку, поэтому от  формы типа Zippo я  отказался сразу. Она легко открывается, однако расходует много топлива. Свою первую зажигалку, сделанную в  октябре, я  заправлял всего три-четыре раза. Ей  не  страшна ни  вода, ни  снег, ни  дождь.

—  Какие материалы используете в  работе?

—  С  конструкцией и  материалами приходится импровизировать, но  не  из-за творческих идей, а  из-за того, что у  нас сложно найти некоторые материалы. Просто купить цветной металл без заказа, без договоров и  доставки очень сложно, приходится перекупать из  металлоприемов. Помогает знакомый токарь. Из-за всего этого я  стараюсь работать только под заказ, поскольку переводить дорогостоящие материалы на  предметы, которые просто будут лежать на  складе, я  не  могу. У  каждого свой вкус, так что таким предметам не  обязательно найдется покупатель.

—  Сколько всего вы  сделали зажигалок?

—  Всего около десяти. На  одну уходит около двух недель. Каждую зажигалку я  делаю заново: нет чертежей или заготовок, есть только основные формы  — вертикальная, удобно лежащая в  руке, круглая, более объемная, позволяющая делать объемные гравировки и  интересные рисунки.

—  С  чего начинаете?

—  Корпус начинается с  обычной медной трубки. На  станке она обрезается под размер, подгоняется. Затем делаются заглушки. Чтобы свести постобработку к  минимуму и  быстрее перейти к  отделке корпуса, я  паяю все изнутри. Она выглядит эстетичнее, не  утончает корпус, не  требует дополнительной полировки. Дальше делается обвес и  гравировка. Над гравировкой работаю максимально тщательно. Используя я  химическую гравировку (гравировка кислотами, в  щелочной среде, в  среде хлорного железа).

—  Сложно достать в  Череповце кислоту?

—  Тяжело. Первую азотную кислоту я  достал с  большим трудом у  мужчины, который в  90-х стырил ее  с  завода. У  него осталось буквально полторы рюмки, а  мне он  ее  подарил. Очень она меня выручила! Я  разбавил водой и  пользовался очень долго. Заказывал слабоконцентрированные кислоты в  Москве. Сейчас от  кислоты отказываюсь, поскольку цветной металл ее  не  требует  — травится мирными радиолюбительскими химикатами, хлорным железом. В  качестве маски я  использую фоторезист. Использую его недавно, на  опыты потратил две упаковки. Зато теперь выходит интересно и  красиво. Со  спиртом в  Череповце тоже бывают проблемы.

—  Есть в  вашей работе какое-то поле для импровизации?

—  От  импровизации в  этом деле не  уйти: в  начале работы передо мной только груда материала, пожелания заказчика и  опыт. Начинаю думать, крутить изображение… Не  всегда получается с  первого раза: детали ломаются, плавятся, где-то слишком тонко, где-то наоборот… Все выкидываю и  начинаю заново.

—  С  чего все началось, еще до  мастерской в  гараже?

—  Начинал с  табуретки, на  которой вы  сидите. Она стояла дома, на  кухне, была моим первым верстаком. Затем все переехало на  балкон, где я  обустроил себе рабочее место. Помог тесть  — предоставил на  первое время инструменты.

—  Как к  увлечению отнеслась супруга?

—  Возмущалась по  первому времени, потому что в  доме был бардак, везде валялась стружка, грязь, табуретку вот прожег. Поначалу денег увлечение не  приносило, все делалось хорошо, но  дешево, я  больше работал над тем, чтобы создать имя, репутацию. Позднее жена пошла на  уступки, поддержала. Если мне нужны были деньги на  новый проект, я  мог использовать семейный бюджет. Сейчас она перестала противиться, поняла, что я  увлечен, что сидеть дома просто так не  буду.

Первую азотную кислоту я  достал с  большим трудом у  мужчины, который в  90-х стырил ее  с  завода.

—  У  вас  же есть и  другая работа, помимо этого хобби?

—  Работаю в  охране. Там я  сутки, а  затем два дня выходных. На  отсыпном иду не  спать, а  сюда, в  мастерскую. Вторую половину дня провожу с  семьей. Это тяжело, но  когда держу готовую зажигалку  — отполированную, с  патиной, радуюсь, что смог, сделал.

—  Сейчас увлечение окупается?

—  Ровно настолько, чтобы куда-то съездить, работать и  что-нибудь съесть во  время работы. Хобби остается хобби: что-то сделал, продал, купил материалов на  новое изделие. Цены подскочили очень сильно. Когда я  уходил в  армию, небольшой токарный станок стоил порядка 50 тысяч, а  сейчас все 100. В  поиске станков и  оборудования пришлось прошерстить весь город. Зато увлечение познакомило меня с  множеством очень интересных людей. Они могут в  любой момент собраться и  поехать поработать в  другой город, они путешествуют, отдыхают, а  свободное время, как и я, проводят в  гаражах с  черными руками и  периодически черным лицом, в  стружке и  масле.

—  Не  думали сделать хобби основной работой, зарабатывать только своими руками?

—  Хотелось  бы, но  боюсь своего характера. Как только достигаю определенного уровня, становится скучно. У  меня всегда была постоянная работа, потому что семейная жизнь требует постоянного бюджета. Когда занимался тату, из  раза в  раз были одни и  те  же заказы, и  стало неинтересно. В  работе только ради денег нет творческого развития, только рутина. Поэтому я  и  занимаюсь сейчас зажигалками  — работа индивидуальная, есть творческий поток и  удовольствие. Двух одинаковых зажигалок я  не  делал и  не  буду! Есть еще и  свобода выбора: если клиент просит что-то слишком сложное, а  я  не успею сделать вовремя и  так, чтобы понравилось мне, я  не  возьмусь за  такую работу. Пусть это будет лучше хобби, а  рутина останется на  обычной работе. Сложную зажигалку можно делать две недели и  даже месяц. В  направлении «стимпанк» можно делать и  по  два месяца проект, и  это будет шикарная работа ювелирного уровня. Я  не  ищу клиентов, не  занимаюсь саморекламой. Возможно, я  боюсь, что заказов будет слишком много, и  я  не справлюсь. Кого-то нанять, обучить я  вряд  ли смогу, потому что в  силу характера тяжело уживаюсь с  людьми. Не  получается у  меня работать с  напарником. Я  отношусь к  работе свободно. Под нами в  этом гараже две с  половиной тонны воды, из-за которой все ржавеет, зимой тут очень холодно. Надеваю ватник, топлю печь  — и  то  холодно. После работы я  могу оставить беспорядок, и  он  будет, пока я  не  закончу очередную зажигалку. Я  пытался работать с  напарником, но  не  смог. Мне проще одному.

—  Вы  же  не только зажигалками занимаетесь?

—  Работаю с  кожей, но  это не  настолько сильное увлечение. Такая работа не  напрягает физически, даже расслабляет. В  мастерской приходится работать со  станками, а  там с  нитками, иголками, ножичками… Можно сесть и  дома: рядом супруга, ребенок, на  экране какой-нибудь фильм  — работа в  удовольствие. Из  кожи я  начинал делать чехлы для зажигалок, а  в  конечном итоге все вылилось в  кошельки и  зажимы. На  коже можно рисовать  — это тоже увлекательный процесс. С  металлами приходится иногда много часов сидеть над кусочком латуни, и  иногда он  пропадает из-за нелепой случайности, а  с  кожей все намного проще.

В  работе только ради денег нет творческого развития, только рутина. Поэтому я  и  занимаюсь сейчас зажигалками  — работа индивидуальная, есть творческий поток и  удовольствие.

—  Есть  ли время, когда вы  ничем не  занимаетесь?

—  Нет (смеется). Если не  руками, то  головой работаю всегда. Бывает, снится то, что хочется сделать. Тогда встаю и  делаю наброски, чтобы не  забыть. Когда не  было ребенка, я  брал часовые перерывы между сном, рисовал, потом снова спал, а  утром начинал делать. Когда начинаю новый проект, могу вообще ничего не  замечать. Задумаюсь, жена что-то спросит, а  я  могу не  ответить и  даже не  услышать… Приду домой и  делаю макет для гравировки на  компьютере, перед сном смотрю в  телефоне видео, как работают токари, фрезеровщики… Жена, конечно, дуется, но  все равно час-полтора смотрю, потому что чувствую, что это нужно.

—  Нужны  же хоть какие-то перерывы…

—  Перерыв  — это основная работа, где я  должен действовать по  инструкции и  по  закону. Хотя обсуждаем увлечения с  коллегами. Они тоже люди увлеченные: кто-то деревом занимается, кто-то машинами. Часто готовое изделие я  раньше показываю им, чем клиенту. А  первый оценщик  — всегда супруга: откручивает колпачки зажигалок, пишет ручками. Затем уже коллеги. А  потом скидываю фотографии, отправляю заказ и  жду с  волнением и  трепетом оценки. Один раз был негативный отзыв, и  он  меня сильно задел. С  технической точки зрения зажигалка была сделана хорошо, клиенту отправил фотографии. Он  оценил на  отлично, а  затем сказал, что хотел, чтобы она была блестящая, хотя я  искусственно состарил ее  по  его  же желанию. Как сейчас говорят, я  выпал в  осадок. Меня это сильно задело. Я  был не  столько оскорблен, сколько раздосадован, потому что один негативный отзыв может сильно испортить репутацию. С  тех пор я  несколько раз переспрашиваю клиентов, уточняю детали, а  потом всегда запрашиваю отзыв. Люди не  привыкли писать отзывы, а  я  должен знать, понравилась зажигалка или нет, буду следить, дошла  ли посылка, буду писать сообщения. Один из  клиентов заказал тампер (топталка) для трубки. Смотрю  — посылка доставлена, а  человек молчит, на  сообщения не  отвечает. Для меня это выглядит как игнор, будто я  что-то сделал плохо. А  он  просто в  командировку уехал. Очень приятно, если мои зажигалки нравятся. Однажды я  делал зажигалку из  гильзы в  подарок сотруднику омского ОМОНа. Он  охотник, рыболов, но  не  курит. Мне потом писали, что он  постоянно носит зажигалку с  собой, периодически достает, любуется, поджигает, а  затем убирает обратно в  карман. Это приятно! Я  когда узнал об  этом, целый день ходил с  улыбкой до  ушей. Работа понравилась, а  для мастера это часто даже важнее денег.

—  Вы  где-то учились всему этому?

—  Специально не  учился. Базу я  получил в  школе, хотя и  неосознанно. Учиться не  любил, за  исключением разве что уроков труда. Мой учитель труда в  школе № 5, Николай Дмитриевич,  — человек с  золотыми руками. Если  бы не  он, я  бы  не понял, как делать то, чем занимаюсь сейчас. Тогда я  мог поспорить, мог быть недоволен его настойчивостью, очередной тройкой или даже двойкой, выговорами за  несоблюдение  ТБ. Но  сейчас я  благодарен ему за  то, что показал, как работать на  станках, как сделать из  круглого прутка прямоугольную деталь, как клеймить детали, как работать с  деревом.

—  Не  думали найти другое увлечение?

—  Нет. Работа черная, но  мне нравится.


Семен Мануйлов

 
По теме
Администрация областной столицы выставила на продажу три земельных участка для ведения садоводства: - участок площадью 676 квадратных метров с кадастровым номером 35:24:0302003:70 (категория земель – земли населённых пунктов),
Freepik.com - Вологда-поиск Freepik.com В ходе распития спиртных напитков в одной из квартир на Ленинградской улице в Вологде между товарищами произошел конфликт: один из мужчин оскорбил присутствовавшую женщину, после чего она покинула дом;
Вологда-поиск
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
Осторожно-клещи! - Вологодская ОДКБ Сегодня о мерах предосторожности в период клещевой активности нам расскажет заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом БУЗ ВО «ВОДКБ» врач-эпидемиолог Астафьева Людмила Владимировна С приходом весны,
Вологодская ОДКБ
И сердца у нас заплакали от боли… - Газета Красное Знамя Вечер пятницы 22 марта 2024 года многие из нас запомнят, как день ужасной трагедии в подмосковном «Крокус сити холле»,
Газета Красное Знамя