Сувенирные вилки и молочные продукты везут из Череповца туристы. Дождливое лето не сорвало туристический сезон в городе. Количество теплоходов, которые заходят в город, стало меньше, но это связывают с отсутствием нормального причала.
Тридцать четыре теплохода заявили о намерении бросить якорь в Череповце в ходе этой навигации. В прошлом сезоне судов с туристами и экскурсионной программой было на треть больше. Череповецкие специалисты, связанные с приемом гостей, убеждены, что причиной снижения количества заходов туристических судов в город стали сложности с причаливанием и другие недостатки местной инфраструктуры.
Несмотря на зарядившие дожди, все теплоходы прибывают в Череповец по графику. Сезон открылся еще в середине мая. Как правило, теплоходы останавливаются в городе на четыре-пять часов, туристам показывают два-три музея. Иногда Череповец используется как порт, откуда туристов везут на экскурсию в Белозерск, Кириллов или Устюжну.
По данным управления по делам культуры мэрии, с начала года город посетили более 35 тысяч туристов. В основном это группы из соседних городов — Ярославля, Архангельска, Мурманска, Москвы и Санкт-Петербурга. Примерно такие же цифры наблюдались и в прошлые годы. «Теплоходные» потери компенсируются неорганизованными туристами. Интернет и личный транспорт позволяют людям самостоятельно составлять маршруты, а Череповец лежит на пути ко многим интересным местам.
Чаще всего туристы, как организованные, так и индивидуальные, посещают череповецкие музеи-усадьбы (Гальских, Верещагина и Милютина), а также Художественный музей и Музей металлургической промышленности. В прошлом году проявился интерес приезжих к музею военной техники в парке Победы, ощущается он и в этом году.
Прибывают не только на автомобилях, но и на поездах, по воздуху и даже на велосипедах. Музейщики отмечают, что все чаще можно наблюдать частные автобусные туры, когда компания (главным образом это москвичи и петербуржцы) нанимает микроавтобус и выбирается в ближайшие регионы на выходные.
По словам Алены Караваевой, в сувенирной лавке музея туристы чаще всего приобретают кованые изделия — подковы, гвозди и кочерги.
«В этом году самым продаваемым изделием неожиданно для нас стали двузубые вилки для шашлыка, — говорит она. — Раньше у нас часто просили: «Нам бы кусочек «Северстали» с собой увезти». И мы сейчас стали прикреплять к логотипу кусочки чугуна, стали и шары с сортопрокатного производства. Их берут очень хорошо».Одним из новшеств нынешнего сезона стал проект «Гастрономический четверг» в городских усадьбах. Он включает в себя экскурсии с дегустациями. И туристы уже оценили предложение. Качество продуктов Вологодчины, и в частности Череповца, гремит на всю страну, и зачастую вместо сувениров туристы покупают в нашем городе молочные продукты, колбасу и даже хлеб.
Сергей Виноградов