Город будущего.

Мы продолжаем публиковать материалы о  современной истории Череповца. Сегодня речь пойдет о  развитии города в  1960-е годы.

Это время во  многом стало периодом становления современного Череповца. Интенсивно развивался металлургический завод, по  технико-экономическим показателям он  занял одно из  ведущих мест в  СССР. Выпуск продукции за  1959–1965 годы увеличился в  5, 1  раза, а  ее себестоимость ежегодно уменьшалась в  среднем на  8, 5  процента. Продукция имела уже достаточный уровень рентабельности (21%), а  технические свойства череповец­кого металла обеспечивали устойчивый спрос и  на внутреннем, и  на внешнем рынках.

В ночь на  26 января 1959 года в  обжимном цехе запущен первый череповецкий прокатный стан. Доменщики на  печи объемом 2000 кубометров достигли небывалого мирового рекорда выплавки чу­гуна – 1  миллион 520 тысяч тонн в  год. Мар­теновцы  же вывели впервые построенную в  СССР двухванную сталеплавильную печь на  такой уровень работы, какого еще не  знала мировая практика сталеварения, – более од­ного миллиона тонн в  год. Мировой рекорд производительности – свыше 6  миллионов тонн слитков – был установлен на  череповец­ком блюминге.

А по  соседству с  заводом развернулась не  менее грандиозная стройка – в  районе Панькино возводили крупнейшее в  отрасли метизное производство. За  право иметь такое производство с  Череповцом боролась Вологда. В  конце концов аргументы череповчан в  верхах признали более весовыми: метизное производство должно быть в  единой технологической цепочке с  металлургическим заводом, иначе оно потеряет свое преимущество  — близость к  поставщику металлопроката. Победу одержал Череповец. А  в Вологде правительство пообещало разместить автомобильный или подшипниковый завод. Для промышленной площадки Ленгипрометиз предложил три варианта: деревня Ясная Поляна, поселок Панькино и  возле станции Череповец, непосредственно на  территории металлургического завода. Вхожий в  кабинеты многих столичных руководителей глава «Череповецметаллургстроя»  Д.Н. Мамлеев сумел доказать министрам и  Госплану преимущества панькинской площадки.

1 февраля 1961 года Совет Министров РСФСР утвердил проектное задание на  строительство Череповецкого метизного завода с  годовым выпуском 1100 тысяч металлических изделий в  год. 3  марта 1965 года директор ЧМЗ  А.И. Бородулин подписал приказ о  назначении своим заместителем по  метизному производству Петра Ивановича Ладнова, а  17 августа 1965 года Госкомиссия подписала акт готовности к  приемке в  эксплуатацию комплекса зданий и  сооружений первой очереди железопроволочного цеха.

Днем рождения ЧСПЗ считается 25  декабря 1965 года, когда волочильщик Василий Ведешкин изготовил первый моток череповецкой проволоки. В  последующие годы были получены первые электроды и  гвозди, металлические сетки и  фасонные профили, крепеж и  стальные канаты – конкурентоспособная и  высококачественная продукция.

Промышленная столица

Череповец на  глазах превращался из  провинциального городка в  большой индустриальный центр. С  1948 по  1990 годы в  городе была создана такая материальная база, которая теперь составляет основу развития народного хозяйства Вологодчины. Но  возводились тогда не  только промышленные объекты. В  те годы фактически был построен новый современный город, создана уникальная социальная сфера. В  Череповце выросли проспекты с  многочисленными благоустроенными домами, сотни объектов культурно-бытового назначения.

В 1961 году Ленгорстройпроект сдал третий по  счету генеральный план города с  расчетной численностью жителей 200–250 тысяч человек. Капстроительство предполагалось в  двух районах – Основном и  Заягорбском. Размах проекта поражал: Череповец выглядел на  нём как город будущего из  фантастических книг. На  берегу Шексны высился девятиэтажный  дом, ресторан и  Дворец культуры металлургов. Вместо деревянных домов по  улице Карла Либкнехта – здания из  стекла и  бетона. Воскресенский собор подлежал сносу, на  его месте планировалось поставить памятник Ленину, указывающий путь кораблям, плывущим по  Рыбинскому морю. Но  этому проекту не  суждено было воплотиться в  жизнь. Госстрой РСФСР дал указание Ленгорстройпроекту откорректировать генплан с  учетом быстрого роста населения города.

Долгое время Череповец застраивался исключительно пятиэтажными домами. Разрешение на  строительство нескольких девятиэтажек было получено из  Москвы в  1960 году, но  реализовать его удалось лишь спустя пять  лет. Три одноподъездных кирпичных девятиэтажных дома начали возводить в  1965 году в  начале проспекта Строителей.

В марте 1962 года открыта новая больница медсанчасти треста «Череповецметаллургстрой»  — лучшая в  Череповце, оснащенная новейшим медицинским оборудованием.

Январь 1963 года  — студенты Череповецкого педагогического института въехали в  новый учебный корпус, имеющий 30  аудиторий для занятий, актовый зал на  300 мест, лекционный и  спортивный залы.

К 1963 году на  ЧМЗ ввели в  действие тонколистовой стан «1700», непрерывно-заготовочный стан, мелкосортный стан «250», доменную печь №  3, аглофабрику № 2  и многие другие объекты. Но  оставался цех холодного проката, сооружение которого имело огромное значение для страны. Тогда Запад отказал Советскому Союзу в  поставках холоднокатаного листа, и  на грани остановки оказались автозаводы, предприятия по  выпуску комбайнов, тракторов, холодильников, стиральных машин и  других изделий. Контро­лировал сооружение важнейшей для страны новостройки сам  Н.С. Хрущев. Впервые на  этой стройке в  крупных масштабах были применены составные колонны из  сборного железобетона со  сваркой стыков арматуры ванным способом. 2  марта 1963 года Государственная комиссия подписала акт о  сдаче ЦХП в  эксплуатацию. Этим пуском была перевернута последняя страница в  строительстве первой очереди Череповецкого металлургического завода.

В том  же году установлен памятник Ленину на  площади Металлургов, который находится там и  по сей день.

В июне 1964 года г идростроители Волго-Балта вручили череповецким речникам ключ от  пяти морей – Балтийского, Белого, Азовского, Каспийского и  Черного. Открылось регулярное движение большегрузных череповецких «Волго-Балтов» в  морские порты Польши,  ГДР, Финляндии, Швеции, Болгарии и  других государств. Водный путь соединил Волгу с  Онежским озером через Рыбинское водохранилище, реку Шексна, Белое озеро, непосредственно Волго-Балтийский канал. Было построено 7  шлюзов  — в  Шексне и  на Вытегорском участке.

Июль 1964  — фонд жилой площади города составил 1  000 000 квадратных метров. К  началу строительства металлургического завода в  городе имелось 3500 домов, из  них только 146 – в  каменном исполнении.

К середине 60-х объемы строительства возросли настолько, что одновременно в  работе находилось до  30 объектов в  разных концах города. Череповцу стало тесно на  одном берегу Ягорбы, и  он перешагнул в  Зареченскую часть. Образовался новый район города – Первомайский. Массовая застройка микрорайонов у  завода была практически завершена. С  1967 года велось активное строительство Заречья. Возник новый район, который получил название Первомайского. Почти в  то  же время началась застройка района фанерно-мебельного комбината. Все меньше оставалось частных деревянных домов. Новый Череповец стремительно наступал на  старые кварталы. Городу стало тесно в  тех границах, которые были определены проектантами. Требовался новый генеральный план Череповца.

28 июня 1965 года в Череповец прибыли космонавты – наш земляк  П.И. Беляев и  его «звездный брат»  А.А. Леонов. Встреча с  горожанами состоялась на  стадионе «Металлург» и  в цехах металлургического завода. При встрече с  горожанами Павел Иванович Беляев сказал: «Я знал одну Вологодчину, теперь она другая. Раньше Вологодчина славилась маслом, льном и  мясом, а  теперь не  только  ими, но  и прекрасным чугуном, доброй сталью. Растёт Череповецкий металлургический завод, растут и  городские кварталы… Если  бы я  приехал сюда лет десять назад, не  встретил  бы ни  одного сталевара. А  теперь… Просто космические темпы роста, такие, что смотришь, слушаешь, вникаешь, в  суть дела – и  дух захватывает».

В июле 1965 года п ервых гостей приняла построенная по  специальному проекту гостиница «Ленинград». Название сохранено и  по сей день. В  этом  же году открыта база отдыха металлургического завода «Торово». Пущен в  эксплуатацию завод металлоконструкций.

7 февраля 1966 года  — Указом Президиума Верховного Совета СССР за  успешное выполнение заданий семилетнего плана Череповецкий металлургический завод удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина.

1967 год  — государственная комиссия приняла в  эксплуатацию новое здание библиотеки на  500 тысяч томов. В  этом  же году ей  присвоено имя  В.  В. Верещагина. Сдан в  эксплуатацию универмаг «Юбилейный». Начато строительство в  то время крупнейшей в  мире доменной печи №  4.

20 октября 1967 года Череповец принимал Председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Высокий гость посетил цеха металлургического завода, побеседовал с  руководителями завода и  стройки, осмотрел город и  пообещал решить вопрос о  строительстве моста через Шексну.

1968 год построены здания Горисполкома на  проспекте Строителей, 2  (ныне мэрия) и  нового автовокзала.

В 1970 году сдан спортивно-концертный зал «Алмаз».
Вступил в  строй действующих по  всему циклу азотнотуковый завод- ныне ОАО «Череповецкий Азот». Также в  1970 году начато строительство знаменитого Октябрьского моста через Шексну  — первого в  России вантового моста. Отличительная особенность сооружения  — всю конструкцию удерживают в  равновесии специальные ванты  — собранные в  пучки металлические тросики. Сдача моста в  эксплуатацию станет крупным событием в  истории Череповца, во  многом определившим развитие города на  перспективу.

 

Подготовил Алексей Богомолов по  материалам рукописи книги «Череповец. История. Современность. Взгляд в  будущее» (автор-составитель  Б.В.Челноков) и  Интернет-портала «Город Череповец. Страницы истории».

Фото предоставлены музеем ЧерМК ОАО «Северсталь» и  Череповецким центром хранения документации.

Ещё новости о событии:

Посмотреть, насколько Череповец нуждается в строительстве нового моста, а также детально познакомиться с самим проектом, вчера в город приехали экспер
03:28 03.02.2012 Cher-City.Ru - Череповец
Вчера, чтобы посмотреть насколько Череповец нуждается в строительстве нового моста через Шексну, а также детально познакомиться с самим проектом, в го
03:23 03.02.2012 Transport35.Ru - Вологда
А.Н. Косыгин на Череповецком металлургическом заводе - Администрация г.Череповец
Мы продолжаем публиковать материалы о современной истории Череповца.
03:18 03.02.2012 Администрация г.Череповец - Череповец
Посмотреть, насколько Череповец нуждается в строительстве нового моста, а также детально познакомиться с самим проектом, сегодня в город приехали эксп
03:15 03.02.2012 Администрация г.Череповец - Череповец
Бушманова Валентина
03:14 03.02.2012 Администрация г.Череповец - Череповец
Строительство нового моста через Шексну обсуждали в Череповце.
03:12 03.02.2012 35media.Ru - Череповец
 
По теме
Выбор за вами! - Газета Красное Знамя Вытегоры продолжают голосовать за объекты благоустройства на 2025 год В следующем году в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» в Вытегре будет благ
Газета Красное Знамя
Под Череповцом произошло ДТП с участием ГИБДД - Vop.Ru Фото: пресс-служба УМВД России по Вологодской области 28 марта в Череповецком районе произошло ДТП с участием автомобиля «Фольксваген Поло» и служебного автомобиля ГИБДД «Шкода Октавия».
Vop.Ru
Freepik.com - Вологда-поиск Freepik.com В ходе распития спиртных напитков в одной из квартир на Ленинградской улице в Вологде между товарищами произошел конфликт: один из мужчин оскорбил присутствовавшую женщину, после чего она покинула дом;
Вологда-поиск
Осторожно-клещи! - Вологодская ОДКБ Сегодня о мерах предосторожности в период клещевой активности нам расскажет заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом БУЗ ВО «ВОДКБ» врач-эпидемиолог Астафьева Людмила Владимировна С приходом весны,
Вологодская ОДКБ
И сердца у нас заплакали от боли… - Газета Красное Знамя Вечер пятницы 22 марта 2024 года многие из нас запомнят, как день ужасной трагедии в подмосковном «Крокус сити холле»,
Газета Красное Знамя