«После „Иглы“ я хотел снимать Башлачева»

Фото: www.35media.ru

Александр Башлачев был одним из претендентов на главную роль в фильме «Асса» и сочинял сценарий нового фильма Рашида Нугманова. «Мы не знали, что у нас мало времени, — сказал режиссер в Череповце. — Думали, впереди вечность, и не торопились».

— Ваш фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли стал культовым для целого поколения зрителей. Как студенту ВГИКа доверили снимать такую картину, да еще на опасную тему — про наркоманов?

— Когда мне предложили снимать этот фильм, он был уже в производстве. Там возник конфликт между режиссером и авторами сценария, и они требовали сменить режиссера или грозили забрать сценарий. Я позвонил Вите Цою, с которым собирался снимать другой фильм, и рассказал ему о предложении. Он мгновенно согласился, даже не читая сценарий. В тот момент я только-только окончил третий курс ВГИКа и снял фильм «Йа-Хха» с участием музыкантов из ленинградской рок-тусовки. И фильм этот здорово прогремел тогда. Короче говоря, снимать «Иглу» я согласился, но выдвинул несколько условий — сказал, что заменю всех подобранных актеров на своих друзей и буду свободно обращаться со сценарием.

— Вы дружили с Александром Башлачевым. Его на «Иглу» не приглашали?

— Мы с ним обсуждали другой фильм, но и к «Игле» он имел отношение. Я искал актрису на главную женскую роль наркоманки Дины, был кастинг в Алма-Ате и Москве. У Виктора Цоя стиль актерской игры очень естественный, провокационный, и ни одна из актрис, которых мы посмотрели, не подходила ему. Было ясно, что не потянут. Мы были в отчаянии, даже хотели сценарий переписывать. И тогда мне показали фотографию Марины Смирновой, которая жила в Ленинграде. В гости к ней мы пришли вместе с Сашей Башлачевым. У него очень острый глаз, и еще Саша очень хорошо чувствовал людей, с которыми дружил. Когда Марина ушла ставить чайник, Саша посмотрел на меня и сказал: «Ну вот, Рашид, ты и нашел свою Дину». Я тут же пригласил ее на съемки. Мы, радостные, пошли гулять по Питеру. Саша в тот вечер и ночь много пел, был в приподнятом настроении.

Получилось так, что это была моя последняя встреча с ним. Когда мы в феврале 1988 года записывали музыку к «Игле» вместе с группой «Кино», пришло печальное известие.

— Вы упомянули о фильме с участием Александра Башлачева, который планировали снимать. Расскажите о нем подробнее.

— Мы сочиняли этот фильм втроем — я, Саша и Костя Кинчев. Больше всех Саша, конечно, был этим увлечен. Не было такого, чтобы мы сели и только о фильме говорили. Встретимся, говорим о том о сем, и к нашему фильму тоже делали какие-то наброски. Мы планировали, что я досниму «Иглу» и мы начнем этот наш фильм. Что о нем сказать? У Саши и Кости образное мышление, они образами мыслят, а не историями. Было придумано много разных эпизодов, которые нужно было сложить в сюжет. Там были наблюдения о глубинной русской жизни, какие-то яркие герои проявлялись и сцены в духе фильмов Параджанова. Но сюжета так и не сложилось. С уходом Саши исчез мотор этой картины.

— Почти параллельно с фильмом «Игла» вышла «Асса», в которой также снимались рок-музыканты…

— Да, «Ассу» снимал мой мастер по ВГИКу Сергей Соловьев. Собственно говоря, это я познакомил его с рок-тусовкой. Я читал сценарий, и мы о нем разговаривали с Соловьевым, я даже какие-то советы давал. Сюжет «Ассы» помните? Там престарелый бандюган ревнует свою молодую любовницу к молодому человеку, музыканту. И поэтому убивает его. Нужно было на экране оправдать эту ревность.

И я, когда читал сценарий, вспомнил о Сашиных концертах и том впечатлении, которое он производил на публику. Он в основном выступал в маленьких пространствах — в лучшем случае человек сто набьется в квартиру. Он говорил, что любит смотреть в глаза слушателям и видеть их реакцию. И я заметил интересный эффект на его концертах: ребята, которые приходили с девушками, начинали ревновать их к Саше. Он настолько здорово пел, настолько пропитывал своей магией каждого слушателя, что каждая девушка в него в этот момент влюблялась. В его слова, в музыку, в звук его голоса.

И я сказал Соловьеву, что его главный герой — Саша Башлачев. Героиня с ним встречается и, разумеется, влюбляется в него. Потому что так всегда и случается в жизни. Соловьев прилетел в Алма-Ату, и мы с Сашей были там. Мы встретились, Саша спел ему, и Соловьев был под большим впечатлением. Но, снимая «Ассу», он выбрал другой стиль, и роль досталась другому. Если бы Саша сыграл эту роль, фильм был бы серьезной драмой с печальным концом, а Сергей Соловьев решил снимать фарс. И на главную роль взял Сергея Бугаева. Он предложил Соловьеву снимать «Ассу» в стиле фильма «Приключения Буратино».

— Скоро выйдет на экраны фильм «Лето» о Викторе Цое, Майке Науменко и других легендах русского рока. Его многие ругают, хотя почти никто не видел. Вы не хотели бы снять картину о Цое и других ваших известных друзьях?

— Мне много раз предлагали снять такой фильм, но я всегда отказывался. Когда близко знаешь человека, трудно воспринимать актера, который будет играть его в кино. Тогда каждая сцена будет казаться фальшивой.  Чтобы снять хороший фильм, режиссеру нужна отстраненность.

— Вы много общались с Александром Башлачевым. А на пленку не снимали?

— Однажды записывали его песни на магнитофон, большой концерт получился. Это было в Алма-Ате, куда Саша приезжал ко мне в гости. Он назвал это время яблочными днями. Саша любил яблоки, и мы их ели у нас на даче. Там мы организовывали Саше массу концертов — квартирники в основном.

Но однажды он выступил в музее, который располагался в бывшем соборе. И там была замечательная акустика. Это удивительно звучало. Или вспоминается, как Саша написал там песню, посвященную мне и моей гражданской жене Оле. Он так и назвал ее: «Рашид + Оля». Мы устроили шуточную свадьбу, и он нам преподнес такой подарок. Не могу найти этот листочек, но постараюсь разыскать… У меня есть и письма Саши. С удовольствием передам их в череповецкий музей Александра Башлачева.

Сергей Виноградов

 
По теме
Режиссер «Иглы» Рашид Нугманов: Башлачев должен был сниматься в «Ассе» и в моем фильме - Город Че Сегодня, в день фестиваля «Время колокольчиков», режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов и исполнительница главной роли (Дины) Марина Смирнова встретились с череповецкими журналистами в музее Александра Башлачева.
21.04.2018
Фото: Газета.ру - Администрация г.Череповец Творческая встреча с режиссером Рашидом Нугмановым и исполнительницей главной роли в фильме «Игла» Мариной Смирновой состоится завтра, 21 апреля, в музее Башлачёва на проспекте Строителей, 30.
20.04.2018
 
Литературная студия хобби-класс "СОНЕТ" Юношеского центра им. В.Ф. Тендрякова приглашает школьников 6-11-х классов и студентов, начинающих писать стихи - Департамент культуры Обучение проходит по авторской программе "Как писать стихи", разработанной членом Союза писателей - краеведов Александром Ивановичем Соколовым.
14.08.2018
В Череповце бывший мастер предстанет перед судом за нарушение требований охраны труда - Следственный комитет Следственным отделом по г. Череповец Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области завершено расследование уголовного дела в отношении 34-летнего местного жителя.
14.08.2018 Следственный комитет
Концерт в Бабаево C 25 июля по 3 августа 2018 года на Вологодчине во второй раз прошёл  фестиваль «Музыкальная экспедиция».
07.08.2018 Журнал Бизнес и Власть
Вологда, РФ — МТС, подвела итоги всероссийского творческо-благотворительного проекта «Поколение М» и определила лучших детей и подростков по 15 творческим номинациям.
06.08.2018 Журнал Бизнес и Власть
В Череповце бывший мастер предстанет перед судом за нарушение требований охраны труда - Следственный комитет Следственным отделом по г. Череповец Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области завершено расследование уголовного дела в отношении 34-летнего местного жителя.
14.08.2018 Следственный комитет
За прошедшие сутки, 13 августа, на территории Вологодской области зарегистрировано 5 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1 человек погиб и 5 получили травмы.
14.08.2018 УМВД по Вологодской области