Уже в пятый раз в Череповце прошел конкурс для воспитанников детских садов «Знатоки родного края». Команды (в каждой 5 детей) прибыли в детский сад № 111, где выполняли без всякого преувеличения сложнейшие задания на темы «Предприятия города», «Знаменитые люди Вологодской области», «Архитектура города» и другие. Победителем стала команда детского сада № 98 в составе: Дарья Кузнецова, Александр Титов, Елизавета Семенцева, Маргарита Захаренкова, Милана Карпова, тренер, прошу прощения, педагог — Елена Пушкова.
Самые любознательные
«А у меня новые сандалии, — первым делом сообщила корреспонденту «Голоса…» шестилетняя Даша Кузнецова. Я заглянула под стол — действительно, розовые босоножки с цветочками — на зависть! Да и балетная юбочка Риты Захаренковой произвела на меня впечатление. Но мало того, что дети красивые — а умные какие!
— Где таких детей берут? — спросила я у заместителя заведующей детским садом Елены Пушковой, которая и привела детей к победе.
— Я попросила воспитателей трех наших подготовительных групп подобрать для участия в конкурсе наиболее любознательных детей, которые стремятся узнавать новое, — рассказывает Елена Леонидовна. — С октября мы один раз в неделю встречались с ребятами и готовились к конкурсу «Знатоки родного края», который мне лично нравится тем, что позволяет работать с детьми комплексно, объемно. В образовательной программе дошкольного учреждения есть вариативная часть, вот в ее рамках мы и стремились достичь целей конкурса — активизировать творческий потенциал детей, их познавательный интерес к родному городу, научить работать в группе. Детки в команду подобрались, действительно, очень любознательные, и моя задача была не набить головы фактами из истории Череповца, а удивить воспитанников, дать им повод для развития. А дальше они сами шли в группу, рассказывали остальным детям о том, что их заинтересовало, воспитатели расширяли знания, а дома уже родители закрепляли узнанное — отвечали на вопросы своих сыновей и дочерей, вели в выходной день ребенка в музей или к достопримечательности города.
— Сложно ли было подготовить к соревнованию таких маленьких детей?
— Нет, ведь все, что мы с ними изучали, — свое, родное, знакомое. Когда мы начали изучать Вологодскую область, то выяснилось, что дети знают районы, так как ездили к бабушкам, с родителями по нашему краю.
— Но все-таки, как малышам объяснить, что значит «череповчане», куда ведет длинная улица? Ведь сами они самостоятельно по городу еще не передвигаются.
— Чтобы определить, кто такие череповчане, мы с ребятами «улетели» в космос и оттуда смотрели на нашу планету сверху. Дети поняли сперва, что мы — земляне. Затем мы приближали планету и понимали: мы — россияне; мы — вологжане, так и до череповчан добрались. Чтобы понять, как устроен город Череповец, мы взяли ватман и расчертили его, начиная с шоссе и проспектов, затем пошли улицы, бульвары, после — переулки. Стали думать: а почему улицы так называются?
— В честь выдающихся прославленных людей, — вступил в разговор Саша Титов. — В честь городов, водоемов.
— Дома родители называли улицы, а дети рисовали на карте города символ, который означал, в честь чего появилось название, например, рисунок «рожица» значит — улица названа в честь человека. Когда изучали геральдику — это трудная тема, — я придумала, что гербы — это зашифрованные тайные сведения. И дети разгадывали шифры, так они легко запомнили, что означают символы на гербе Череповца и других городов Вологодчины.
Ученые и парикмахеры
«Ребята, что больше всего вам нравится в Череповце, какое место любимое, самое интересное?» — спросила я знатоков.
— Я живу на улице Годовикова, она любимая, а еще нравятся парки, — сообщила Даша.
— Больше всего нравится у реки Шексны или Ягорбы, в выходные мы с дедушкой Сашей там гуляем, — объяснил Саша.
— Лучшая улица — Городецкая, я там живу. Городец был древнейший русский город, — рассказала Лиза.
— Мне понравился музей археологии, мы ходили туда вместе с нашей группой, — сказала Рита. — Там раскопки.
Выяснилось, что все дети, когда станут взрослыми, хотят жить только в Череповце, а профессиональные планы у них такие: Даша будет парикмахером; Саша — ученым в Дарвинском заповеднике; Лиза — будущий художник; Рита — детский врач. Видимо, именно такие разносторонние интересы помогли команде знатоков ответить на трудные (даже для взрослых) вопросы и выполнить задания конкурса.
— Нужно было по силуэту узнать памятники Череповца и Вологодской области, — рассказывает Елена Леонидовна. — Совместить изображения птиц нашего края и их гнезда. Соединить череповецкие музеи и их экспозиции. Сложным было и домашнее задание: необходимо было сделать макет зеленой или цветочной скульптуры по типу тех, что стоят на улицах Череповца.
— Мы сделали возле детского сада клумбу «Винт», — наперебой объясняют ребята.
— Что за винт? Почему — винт? — заинтересовалась я.
— Винт легендарного самолета МиГ-6, на котором летал прославленный летчик Алексей Годовиков, — хором говорят дети. — Потому что наш детский сад расположен на улице Годовикова. Алексей Годовиков родился в Москве, но защищал наш город! В центре клумбы — алые маки как символ памяти; маки — в обрамлении розовых флоксов; лопасти винта — это скамеечки, а на спинках — белые гвоздики как символ безмятежности.
«В обрамлении» и «символ безмятежности» из детских уст, признаюсь, меня потрясли. Хотелось расцеловать этих удивительных знатоков! Пока в Череповце есть такие дети, а главное, педагоги, я за наш город спокойна — у него прекрасное будущее.
Елена Колядина