Выставка «Шляпы, тальмы, рыцарь и черная курица» открылась накануне в Камерном театре. Экспозицию составили из эскизов и макетов декораций и костюмов, которые использовали в постановках. Причем через час после презентации экспонатов виновницы торжества — театральные художники — пошли готовить сцену для спектакля «Старший сын», премьера которого намечена на субботу.
До премьеры спектакля «Старший сын» остались считаные дни. Сейчас художники уже не делятся на декораторов, постановщиков или бутафоров — главное доделать декорации. Важно продумать все до мелочей, даже если их может и не будет видно из зрительного зала.
Художник, который работает в театре, должен уметь все, говорит Марина Браулова. В Камерном специальность больше условность.
Марина Браулова, художник-постановщик: «Существует художник-постановщики и художник-сценограф. Художник-постановщик рисует эскизы декораций. Художник-сценограф делает все: рисует и декорации, и костюмы. Когда мы еще только обозначили это название, но работа над спектаклем еще не ведется, режиссер с художниками уже работают».Декорации для спектаклей также делают в театре, но какие-то большие конструкции заказывают в рекламных агентствах. Реквизит часто приносят и обычные череповчане. Так вышло и с нынешней постановкой.
Вампилов написал пьесу в середине 60-ых, но по словам театралов, эту эпоху и так часто сейчас эксплуатируют. Поэтому выбрали 70-ые, а это уже другая мода по эстетике, отмечает художник-костюмер Наталья Ситуха. При этом одежда, по словам специалиста, может и не самое главное в спектакле, но она создает атмосферу. Её тоже приносят в театр череповчане.
Наталья Ситуха, художник театрального костюма: «Когда актер уже берет одежду, берет костюмы, он уже по-другому себя ведет. Есть репетиции без костюмов и есть репетиции уже в костюмах — есть разница».Наряды в театре начинают шить со встречи с режиссером, который рассказывает художникам, в какой эпохе и стилистике он хочет поставить свою новую работу. Только после этого просматриваются черновики и долго подбирается материал. Наталья предпочитает для своих костюмов использовать натуральные ткани. Они смотрятся по-настоящему и более глубокие и, что очень важно, долговечнее, потому что в театре не только люди работают на износ...
Сами художники отмечают, что на выставке «Шляпы, тальмы, рыцарь и черная курица» представлена только маленькая частичка всего их реквизита. Ни на одном экспонате не подписаны авторы, потому что театр — это коллективное творчество.