«Помоги мне это сделать самому»

«Помоги мне это сделать самому»
«Помоги мне это сделать самому»
«Помоги мне это сделать самому»
«Помоги мне это сделать самому»
Фото: www.35media.ru

Девиз педагогики Монтессори оптимистичен и актуален: «Помоги мне это сделать самому». Об этой педагогике «Речь» беседует с ее основоположником в Череповце Наталией Петровой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного образования ЧГУ.

С 1995 по 2015 год Наталия Петрова возглавляла областной учебно-методический центр Монтессори (детский сад № 53 Череповца), сейчас работает старшим инспектором управления образования Череповецкого района.

— В чем смысл педагогики Монтессори, Наталия Борисовна?
— Основное ее положение — подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. В этом и состоит роль взрослого: позволить малышу самореализоваться в специально подготовленной развивающей предметно-пространственной среде. Монтессори предлагает идти от растущего человека, изучая его и наблюдая за ним. Говоря о свободе ребенка, Мария Монтессори понимала под ней развитие независимости: сначала в простых житейских действиях, а затем и в независимости мышления. Метод Монтессори основывается на эффективном развитии у ребенка сенсорных (чувственных) способностей, которые, в свою очередь, предопределяют все его интеллектуальное развитие. Особую роль в этом процессе играют определенные возрастные периоды — сенситивные, когда ребенок наиболее продуктивно самоутверждается в своей деятельности.
В мировой педагогике имя Марии Монтессори весьма весомо. На Западе, в Азии и Америке в начале XX века создавались институты и академии, изучающие педагогику и дидактические идеи первой в Италии женщины врача и педагога Марии Монтессори. Уже тогда в монтессори-школах по всему миру учились миллионы детей. В Нидерландах, США и Финляндии детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.
Педагогическая система Марии Монтессори уверенно завоевывает и в нашей стране все новых и новых единомышленников и последователей. Открываются центры, детские сады, школы. Издаются книги и программы, производятся дидактические монтессори-материалы на фабриках в Омске и Санкт-Петербурге. Монтессори-педагоги, заинтересованные родители и представители общественности ежегодно встречаются на конференциях, форумах, педагогических чтениях.

— Как все начиналось в Череповце?
— В нашем городе первая дошкольная группа, работающая по системе Марии Монтессори, была открыта ровно двадцать лет назад в детском саду № 53. Сегодня система Марии Монтессори реализуется в дошкольных разновозрастных группах детских садов № 86 и 109, в группах кратковременного пребывания детских садов № 8, 15, 116, в других образовательных учреждениях.
Для педагогов 90-х годов имя Марии Монтессори было знакомо не более, чем имена других зарубежных педагогов из учебника. Однако Череповец попал в перечень городов, участвующих в международном проекте «Метрополис». Именно тогда, в начале 90-х, в Россию приехали энтузиасты своего дела — голландские монтессори-педагоги Карла Вингаарден, Люс Роод, Элизабет ван Сантен. Этот опыт был так своевременен, так необходим российскому дошкольному образованию тогда, в сложный период переоценки ценностей, актуализации гуманистического подхода в образовании и обществе.
Два педагога из Череповца получили приглашение пройти стажировку в Амстердаме. Именно там возникла уверенность в том, что в российском образовании недостаточно места находят такие истины, как соотношение свободы и дисциплины; каждый ребенок — это индивидуалист в высшем смысле этого слова; социальная ответственность рождается без обязательного привлечения к коллективному труду; чем меньше требований к ребенку со стороны взрослого, тем больше он предъявит самому себе; порядок во внешнем окружении — залог внутренней организованности и т. д.
Эти истины стали новым мощным стимулом для педагогического коллектива детского сада № 53. За два десятилетия в коллективе выросли профессиональные руководители, предприниматели, замечательные педагоги. Первые выпускники сада уже взрослые, но они до сих пор с благодарностью говорят о своих воспитателях.

— Как вы оцениваете изменения, которые произошли за это время?
— Сегодня мы можем сделать это с точки зрения не только нашего педагогического коллектива, но и системы образования в целом. Мир изменился, изменились дети, изменились педагоги. Технический прогресс рванул за двадцать лет темпами, сопоставимыми с фантастикой. Дети первых десятилетий двадцатого века — это новое поколение, осваивающее с пеленок Интернет и информационные технологии. Изменились люди: стали более открытыми, свободными, терпимыми. Изменилось наше по-нимание детства. Педагоги прожили за двадцать лет целую жизнь: работая в начале 90-х в условиях жесткой регламентации, в середине девяностых получили свободу — стало разрешено все, что не запрещено, а к началу XX века государство установило четкие границы дозволенного.


Сегодня, имея ясную программу развития образования и конкретную государственную политику, мы все-таки должны задуматься: что мы имеем и куда идем, что получилось и над какими задачами нужно работать в первую очередь.

— Говоря о достижениях, что бы вы отметили?
— Мы имеем огромный педагогический опыт, который обобщен в экспериментальных программах, инновационных проектах, авторских технологиях. Реализуются вариативные формы посещения детьми детского сада. Разработаны федеральные государственные стандарты (теперь и дошкольного образования), созданы условия, соответствующие требованиям ФГОС. Мы имеем результаты работы, которые можно оценить по отзывам и оценкам родителей, они спокойны за своего ребенка в детском саду и благодарны детскому саду тогда, когда их ребенок оказывается хорошо подготовленным к школе. Система Монтессори реализуется в образовательных организациях различных организационно-правовых форм — муниципальных дошкольных, дополнительного образования, негосударственных, учреждениях социальной направленности. Серьезную поддержку оказывает кафедра дошкольного образования ЧГУ. Организационную поддержку в проведении педагогических чтений, конференции, помощь в обобщении и публикации материалов из опыта работы оказывает Наталья Витальевна Иванова, доктор педагогических наук, директор Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

— С какими трудностями приходится сталкиваться педагогам дошкольного образования?
— Сегодня, в условиях реформирования системы образования, в образовательных организациях ставятся в большей степени экономические, а не педагогические задачи; ведущими критериями эффективности и качества образования выступают экономические критерии, а самыми употребляемыми при оценке качества образования терминами стали «оптимизация», «реорганизация», «реструктуризация»… Руководитель образовательной организации должен быть в первую очередь менеджером, а уже во вторую педагогом. Существует убеждение, что в условиях рыночных отношений сумма затрат на образование сопоставима с его качеством. Эти факторы не могли не сказаться на качестве и результатах дошкольного образования.

— Как, на ваш взгляд, педагогам и руководителям стоит действовать в новых условиях?
— Воспитателю полезно не ломать свою систему работы, а модернизировать, менять ее, опираясь на свой собственный
опыт, достижения науки и практики. Руководитель должен обеспечить для каждого воспитателя возможность высказывать свое мнение, участвовать в принятии решений и принадлежать к особенной организации через развитие эффективной команды. Сегодня на первое место перед руководителем и его командой встает задача определить перспективную идею, будить творческую мысль педагога, помогать, расталкивать, будоражить, заражать энтузиазмом. Если эта сложная в условиях переходного периода работа удастся, то это даст возможность каждому педагогу хорошо выполнять свою работу, гордиться сделанным и соответствовать профессиональному стандарту.
В этих условиях важно поддержание духа команды, объединение для достижения поставленной цели педагогов-единомышленников. Именно поэтому мы приняли решение считать 2016 год Годом педагогики Монтессори в Череповце и провести ряд мероприятий для популяризации этой педагогической системы, привлечения внимания общественности к успехам, достижениям, трудностям дошкольной педагогики. И конечно, это важно для самих педагогов и руководителей, потому что дает возможность оценить значимость своей работы.

— Какие мероприятия состоялись в Год Монтессори?
— Открытие Года педагогики Монтессори прошло в детском саду № 109, его организатором и идейным вдохновителем стала заведующая Ольга Цветкова. Проведены семинары для студентов и семинары-практикумы для родителей, педагогических работников на базе образовательных организаций города. Состоялись вторые педагогические Монтессори-чтения в
Череповце на базе Института педагогики и психологии ЧГУ. В музее ЧГУ работала выставка «Монтессори — история» — экспозиция материалов, используемых в работе групп Монтессори в Череповце. Кроме того, мы планируем издать сборники статей и педагогических проектов, сделать серию публикаций в специализированных журналах.
Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что педагогическая система Монтессори доказала свою эффективность и актуальность, так как направлена на помощь ребенку. Она имеет развивающий эффект, не противоречит современному пониманию и современному знанию о ребенке и этим ценна, более того, в полной мере отвечает современным стандартам дошкольного образования. Именно поэтому мы стремимся продолжать развивать метод, который придумала Мария Монтессори.

Ирина Ромина

 
По теме
Фото: вести35.рф Он проходил с 10 января по 29 февраля. В олимпиаде приняли участие порядка тысячи школьников из 26 муниципалитетов и двух городских округов, а также команда ребят из ВМЛ.
15 марта 2024 года в рамках региональной программы «Знакомьтесь: судебная система Вологодской области» Устюженский районный суд посетили ученики 8 «А» класса МОУ «Гимназия».
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Велико-Устюгский филиал ГУМРФ 18 марта в Велико-Устюгском филиале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» прошла Церемония поднятия флага Российской Федерации под звуки гимна страны.
Велико-Устюгский филиал ГУМРФ
Freepik.com - Вологда-поиск Freepik.com Расследование уголовное дела, связанного с распространением подростком заведомо ложных сообщений о минировании, продолжается в Вологодской области, - сообщает пресс-служба УМВД России по Вологодской области.
Вологда-поиск
«Доброе слово лечит» - Газета Восход Не так давно завершился традиционный конкурс «Народный доктор». В номинации «Народный врач» в Сямженской ЦРБ победила терапевт Ольга Широкова.
Газета Восход
Прямое общение с людьми – основа эффективного управления - Газета Красное Знамя Медицинское обслуживание, ремонт дорог, благоустройство – эти и многие другие вопросы были обсуждены на встрече с населением «Выездные встречи глав округов и районов с жителями должны проводиться регулярно»,
Газета Красное Знамя
Фото с сайта freepik.com - Вологда-поиск Фото с сайта freepik.com 31-летняя блогерша призналась подписчикам, что ежегодно  занимается изучением мусорных баков возле университетских общежитий после выезда от туда учащихся,
Вологда-поиск