Они вдыхают жизнь в уникальные предметы старины. Специалисты реставрационного центра имени Грабаря готовы открыть вологжанам секреты своей работы. И показать экспонаты, которые воссоздавали порой годами. День открытых дверей состоится уже сегодня.
«Вот эта игла пролезает, а вылезает уже с натяжкой ...», — показывают на экспонате.
На иголке едва фокусируется камера.. Но только с помощью такого тонкого инструмента можно заново соединять мельчайшие жемчужины. Такой головной убор еще в 18 веке надевали архангельские красавицы — по особым случаям. За сотни лет шелковые нити прохудились. Возвращают старинную вещь к жизни специалисты реставрационного центра имени Грабаря. А свадебный костюм скоро отправится обратно в родной музей — над ним работу уже завершили. За год — рассказывают реставраторы — удается возродить не больше десяти предметов, уж очень кропотливый процесс.
«Ткани имеют свойства старения и, как у нас говорится, памяти. Все вещи, которые побывали на ней, оставляют отпечаток, поэтому нужно очень тонко подходить. Любое неправильное решение — и это может привести к разрушению», — рассказала художник-реставратор тканей Екатерина Колесникова.
А такой стол может показаться рабочим местом хирурга — скальпель, шприцы, иголки, вата… Медицинскими инструментами «вылечивают» уже иконы. Святыни к реставраторам темперной живописи приезжают в разном состоянии. И «курс лечения» прописывает целый реставрационный совет. Икона с изображением апостола Варфоломея, например, прошла все этапы.
«Мы проводили на ней полную реставрацию. Сейчас она находится в процессе — на завершающем этапе тонирования. Имеется фото-фиксация — когда она только поступила, перед удалением потемневшей олифы. Сейчас вы видите икону в таком же виде, как она была после написания автором-иконописцем», — рассказала художник-реставратор темперной живописи Елена Кукушкина.
«Реанимируют» здесь и произведения живописи. Порой реставраторам попадаются картины с «сюрпризом»…
«В процессе реставрации мы обратили внимание на оборот этой картины. И реставрационный совет принял решение, что он тоже представляет художественную ценность», — рассказали в реставрационном центре.
Теперь музей сможет выбрать, что экспонировать — натюрморт со щеткой или вид Красавинской фабрики. Иногда специалистам центра приходится исправлять чужую работу. Так, например, одну из картин 19 века уже реставрировали несколько десятков лет назад и допустили грубейшую ошибку...
«Тонировки, когда их выполнял предыдущий реставратор, зашли на авторский слой. Мы проводили исследование в инфракрасных лучах. Вот тут прямо видны эти темные участки…», — пояснила художник-реставратор масляной живописи Маргарита Печикина.
Процесс реставрации иногда затягивается на годы. Как, например, работа над деревянным крестом из Кирилло-Белозерского монастыря, которому уже больше трех сотен лет.
Все самое интересное о своей работе специалисты расскажут вологжанам сегодня — в день открытых дверей центра. Закрытое от посторонних глаз учреждение будет ждать посетителей с 11 до 16 часов.