Этномузыкант Роман Ломов: «Под гусли можно и «Наутилуса» спеть»

Фото: st.cherinfo.ru

Мультиинструменталист из  подмосковной Балашихи Роман Ломов выступил в  Череповце с  экскурс-концертом, показав зрителям десятки этнических инструментов. Роман в  одиночку воссоздает звучание народного ансамбля: играет на  косе, жалейке, славянской волынке. Для чего используют «руковолын», в  чем сходство мобильного телефона и  пастушьего рожка, можно  ли сыграть Цоя на  гуслях  — об  этом музыкант рассказал cherinfo.ru.

—  Роман, на  скольких инструментах вы  играете? Есть  ли среди них известные немузыкантам?

—  Сейчас в программе звучит свыше 20 инструментов. Часто люди о  зарубежных инструментах знают больше, чем о  своих, русских. Про волынки, варганы, бубны шаманские, тамбурины знают. А  когда спрашиваешь, что такое гудок, то  в  лучшем случае думают, что это фанатская дудка, а  в  худшем  — газета железнодорожников. А  на  самом деле гудок  — это «дедушка» скрипки, первый смычковый инструмент. В  песне было «срежу я  с  березы три пруточка, сделаю из  них я  три гудочка»… Сначала наши концерты носили больше просветительский характер, а  сейчас обрели концертную форму, разделены на  несколько частей  — начиная с  духовых, продолжая струнными, далее шумовые и  гармошки. С  недавних пор добавился еще один раздел  — экспериментальные инструменты.

—  Как выбираете инструменты для своих концертов  — по  звучанию или к  чему душа больше лежит?

—  Я  показываю те  инструменты, которые в  фольклорно-скоморошьей традиции являются базовыми. Есть какие-то совсем «деликатесы», которые не  были широко распространены. На  самых знаменитых обучают в  музыкальных школах  — балалайка, баян. Моя задача  — познакомить зрителя с  пращурами современных инструментов. Есть, например, лировидные гусли, на  которых играют с  двух сторон, то  есть руки располагаются по  обеим сторонам инструмента.

—  Рядом с  традиционными у  вас соседствуют и  экспериментальные инструменты?

—  Фольклор  — это не  мертвое искусство, он  тоже не  стоит на  месте. Если мы  тупо копируем народные песни или наигрыши в  том виде, в  котором они записаны, не  привнося своего, то  это не  совсем правильно. Как звучал фольклор сто лет назад, он  сейчас не  звучит. В  народных инструментах тоже идет некая эволюция. В  первую очередь это происходит из-за материалов. Раньше это было дерево, глина, жилы, а  в  наше время  — пластик, металл. В  то  же время мастера делают такие инструменты, которые хоть конструкционно и  связаны с  первоисточниками, но  имеют новое звучание. Названия некоторые очень смешные: например, руковолын  — это волынка из  резиновой перчатки. Черпагуд  — это такой синтез гудка и  банного черпака. Еще есть грабледуй  — он  сделан из  детских грабель. Мне каждый раз интересно, какие названия предложат зрители для новоделов. Некоторые, кстати, приживаются. У  нас, например, новообразованный маракас, погремушка, он  получил название «лукотряс», потому что сделан из  контейнера для лука, в  который насыпано зерно.

—  Ваши выступления нельзя назвать концертом в  привычном смысле. Зрители приходят к  вам не  только за  музыкой, но  и  за знаниями о  народных инструментах.

—  Я  предлагаю зрителям эдакий концерт-путешествие. При помощи современной аппаратуры показываю не  только сольное, но  и  ансамблевое звучание инструментов. Мастер-классы построены на  двухсторонней связи. Я  не  только играю на  инструментах, но  и  даю возможность зрителям поиграть. Если публика любознательна, то  получаются даже небольшие ансамблики. Все народные инструменты  — это прародители современных симфонических, джазовых инструментов. Везде усматривается прямая взаимосвязь.

—  На  концертах звучат не  только народные инструменты, но  и  песни. Поете исключительно народные?

—  Народные инструменты редко существовали сами по  себе. Есть, конечно, сигнальные инструменты  — охотничьи рога или пастушья барабанка. Но  на  гармошке просто так без песни или частушки не  играли. А  песни, которые я  исполняю, органично ложатся под аккомпанемент конкретных инструментов. Можно, конечно, взять гусли и  сыграть на  них Цоя, как это делает мой земляк и  соратник воронежский мастер Сергей Плотников, но  это скорее экспериментальная шутка, способ привлечь молодежь. А  потом (вдруг!) оказывается, что под гусли можно не  только Цоя, но  и  духовные стихи исполнять, и  былины. Такая вот интересная фольклорная миссия.

—  А  вы  смешиваете народные инструменты и  современные направления музыки?

—  В  Интернете можно найти песни «Наутилуса» под гусли или Бориса Гребенщикова под колесную лиру в  моем исполнении. Или, скажем, Strangers in  the night на  владимирском рожке. Все это было, но  исключительно как демонстрация актуальности полузабытых фолк-раритетов. Но  лучше, конечно, не  мешать бульдога с  носорогом, а  показывать сочетаемое.

—  А  любимые инструменты у  вас есть?

—  Инструментальная коллекция  — это как большая семья, они мне как дети. И  говорить, что один ребенок любимее другого, было  бы некорректно. Другое дело, что публика отзывается на  разные инструменты по-разному. Есть владимирский басовый рожок с  богатой родословной, а  есть новодел  — глюкофон, еще нет десяти лет, как его изобрели. Молодежи интереснее эксперименты. А  людям, которые так или иначе погружены в  народное творчество, интересно традиционное звучание инструментов.

—  Чем интересны владимирские рожки?

—  Мастеров, которые их  делают, остались единицы. Звукоизвлечение на  этих инструментах довольно сложное. Требуется определенное положение губ, которому раньше учились в  основном у  пастухов. Да, это пастушья традиция! В  былые времена инструмент заменял мобильный телефон. Пастухи общались друг с  другом сигналами на  большом расстоянии. И  на  коров рожки воздействовали магнетически. Рожки бытовали во  Владимирской, Костромской, Ярославской областях. Тот, кто не  играл на  рожке, пас при помощи кнута. Но  коровам, понятно, предпочтительнее пастись под звуки рожка. А  с  наступлением зимы пастухи собирались в  избах и  играли рожечными артелями, которые получили название хоры.

—  Вы  сказали, что среди инструментов есть «деликатесы». А  что вы  относите к  ним?

—  Носовая флейта, например. Это такой алтайский манок для охоты на  птиц. Флейта, на  которой играют при помощи носа, а  звук при этом формируется ртом. Этот «деликатес» был куплен лет пять назад на  ярмарке ремесел. В  музыкальном смысле инструмент тоже довольно маневренный, у  него широкий диапазон  — около трех октав.

—  Коллекция постоянно пополняется?

—  Пополняется и  растет. В  начале нулевых это был емкий чемоданчик, в  нем все компактно помещалось. А  сейчас это полноценная экспозиция в Музее народных инструментов , который открыт в  подмосковной Балашихе в  доме культуры «Чайка». Люди, которые бывают на  мастер-классах, родители учеников дарят иногда инструменты. Как-то мама одного ученика принесла невзрачную гармошку. Смотрю, а  это  же «черепашка»  — такая миниатюрная гармошка. Она теперь, пожалуй, самый древний инструмент в  моей коллекции, гармошка датируется началом  ХХ века. Зачастую мастера дарят свои детища, я  на  их инструментах играю, записываю видеоролики.

—  Читала, в  молодости вы  играли в  электричках…

—  Многие выдающиеся музыканты начинали с  асфальта и  электричек, это хорошая школа взаимодействия с  публикой. В  Японии, например, есть даже тренинг для будущих бизнесменов и  трейдеров  — их  заставляют выходить на  центральную площадь и  петь песни на  публику, чтобы наладить контакт со  зрителями и  избавиться от  комплексов. Для музыкантов электрички незаменимая вещь. Когда были студентами, это было и  неплохое подспорье, чтобы с  родителей денег не  тянуть.

—  Сейчас такая практика нужна музыкантам?

—  В  последний раз я  в  электричку ходил до  рождения своей старшей дочери, а  ей  уже 13. Раньше было некое предвзятое отношение к  музыканту, который играет в  переходе или в  электричке. Сейчас в  Москве даже есть проект «Музыка в  метро», в  котором мой казачий ансамбль «Люди Вольные» прошел кастинг. Теперь пару раз в  месяц мы  даем открытый двухчасовой сет в  метро. С  одной стороны, это оплачиваемая репетиция на  публику, с  другой стороны  — новые знакомства и  интересные предложения. Вокруг нас всегда возникает плотное кольцо зрителей, взаимообмен энергетикой потрясающий!

—  Ваши впечатления о  череповецкой публике?

—  Череповец  — абсолютно не  чужой мне город. Здесь живут родственники моей супруги Юлии. Кроме того, руководители местных фолк-коллективов и  преподаватели народного отдела училища искусств  — мои хорошие друзья. Поэтому концерт, организованный советом молодежи «Северстали» в  Молодежном центре, стал отличным поводом для встречи с  ними.

Пастухи общались друг с  другом сигналами на  большом расстоянии. И  на  коров рожки воздействовали магнетически.

—  У  вас две дочери, они увлекаются музыкой?

—  У  старшей, видимо, мои гены  — по  части инструментальной «всеядности». Начинала играть на  простой блокфлейте, потом перешла на  «поперечку», а  в  этом году стала еще и  саксофон осваивать, У  нее замечательные педагоги. Младшая активно играет на  фортепиано, поет.

—  А  вы с  какого инструмента начинали?

—  Мама рассказывала, что года в  три-четыре я  наливал воду в  фужеры и  блюмкал по  ним гвоздиком. В  детском саду, помню, на  металлофоне играли «Во  поле береза стояла». Потом я  учился в  музыкальной школе, окончил музыкальное училище имени Ростроповичей, затем академию музыки имени Гнесиных. Учился я  как хоровик, а  инструмент  — это скорее факультатив, который постепенно перерос в  концертные формы. Этому я  учился у  прославленного московского инструменталиста Бориса Ефремова, руководителя московского хора рожечников.

—  Вы  выступаете с  мастер-классами в  разных городах. Везде удается найти своего зрителя. Современной молодежи интересны этнические инструменты?

—  Молодежь узнает о  своей корневой культуре в  Интернете и  на  этнофестивалях. Некоторые проникаются и  начинают исследовать инструменты. Я  рад, что такие люди есть. Обычно после концерта ко  мне в  соцсетях добавляется несколько человек, которым тема этноинструметария и  русской культуры стала ближе. Освоить инструмент  — это все равно что выучить иностранный язык. Придется потратить некоторое время на  освоение, но  возможность общения на  этом языке с  благодарным слушателем  — оно ведь того стоит, согласитесь?


Валентина Бушманова

Последние новости Вологодской области по теме:
Этномузыкант Роман Ломов: «Под гусли можно и «Наутилуса» спеть»

- Череповец
Мультиинструменталист из подмосковной Балашихи Роман Ломов выступил в Череповце с экскурс-концертом, показав зрителям десятки этнических инструментов.
09:16 20.08.2017 Chere.Ru
Роман Ломов - Администрация г.Череповец
Этномузыкант Роман Ломов: «Под гусли можно и «Наутилуса» спеть» - Череповец
Мультиинструменталист из подмосковной Балашихи Роман Ломов выступил в Череповце с экскурс-концертом, показав зрителям десятки этнических инструментов.
08:52 20.08.2017 Администрация г.Череповец
 
По теме
 
Решение Вологодского облисполкома № 1 от 11 мая 1944 года «О реорганизации Концертно-эстрадного бюро в Областную филармонию» - Культура в Вологодской области Очередной документ совместного проекта портала cultinfo и Государственного архива Вологодской области «Архив 100х100» рассказывает о том, с какого момента ведет свое летосчисление главная концертная организация региона .
25.05.2018
 
Весь фестиваль был посвящен памяти святителя Игнатия (Брянчанинова). Завершая фестиваль, перед вологодским зрителем со своей концертной программой выступила Государственная академическая симфоническая капелла России.
25.05.2018
Вологжанам предлагают записать на видео «прогулку с Пушкиным» - Культура в Вологодской области В преддверии Пушкинского дня России , который отметят 6 июня , городские библиотеки предлагают вологжанам вспомнить любимые строки поэта и принять участие в акции «Прогулки с Пушкиным».
25.05.2018
 
Концертом Государственной академической симфонической капеллы России завершился IX Открытый фестиваль православной культуры «Покровские встречи» - Культура в Вологодской области Концерт прошел в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны» в День славянской письменности и культуры и стал заключительным аккордом фестиваля,
25.05.2018
Уважаемые работники библиотек и ветераны библиотечного дела! - Департамент культуры Поздравляю вас с профессиональным праздником! Общероссийский День библиотек ежегодно отмечается как признание государством значимой роли библиотек в сохранении мирового культурного наследия, продвижении гуманитарных ценностей,
25.05.2018
«Школа для дураков». Фото vk.com/monofest - Культура в Вологодской области Постановка Камерного драматического театра «Школа для дураков» по одноименному роману Саши Соколова получила приз зрительских симпатий за лучший спектакль V Всероссийского театрального фестиваля моноспектаклей «МОНОfest» .
25.05.2018 Культура в Вологодской области
Фото vologda-oblast.ru Сегодня, 10 мая, в ходе рабочего визита в Вожегу глава региона Олег Кувшинников вместе с трехкратным призером Олимпийских игр Денисом Спицовым осмотрели новые спортивные объекты района.
10.05.2018 Красный север
Фото Валентины Певцовой Старейшее периодическое издание нашего региона - областная газета «Красный Север» вновь стала титульным спонсором розыгрыша Кубка Вологодской области по футболу.
04.05.2018 Красный север
/upload/medialibrary/d99/d99fe6a899dbc0bf6eb13a41aad50543.JPG - Законодательное собрание Марина Денисова приняла участие в торжественных мероприятиях, посвященных последнему школьному звонку в вологодских школе № 1 и лицее № 32.
25.05.2018 Законодательное собрание
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.04.2018 года ФГУП «Почта России» привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.
25.05.2018 Роскомнадзор
За прошедшие сутки, 24 мая, на территории области зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в которых 2 человека получили травмы.
25.05.2018 УМВД по Вологодской области