Новости города БезФормата.Ru
Череповец
Главные новости
 
Задать вопрос?

Суженого встретила в трамвае

Суженого встретила в трамвае - 35media.Ru
Суженого встретила в трамвае - 35media.Ru
Суженого встретила в трамвае - 35media.Ru
Суженого встретила в трамвае - 35media.Ru
Суженого встретила в трамвае - 35media.Ru
Суженого встретила в трамвае - 35media.Ru
Фото: www.35media.ru

Сегодня героиня нашей рубрики — Нина Зимина. В Череповец она приехала 17-летней девчонкой в начале 50-х, без опыта, без профессии. Смогла устроиться кондуктором и работала сначала на фургоне, который возил рабочих на строящийся металлургический завод…

На работу — в фургоне

Кто знал — тот уже почти забыл те времена, когда трамвая в Череповце не было. И Череповецкий металлургический только начинал свою славную историю: работали два основных цеха — коксохим и доменный, были еще вспомогательные — железнодорожный, автотранспортный…

Но и в эти цеха рабочим и начальникам нужно было как-то добираться.

— Это был ужас! — с женским состраданием восклицает Нина Арсентьевна. — Никакого транспорта не было — ни трамвая, ни автобусов. Почти два года только фургоны ходили. В них набивались люди и ехали на работу, а нет — так пешком иди.

Фургон этот был крайне неудобен, даже попасть в него можно было, только забравшись по лестнице, что и проделывала Нина каждый раз, выходя на работу. Но никакого другого транспорта практически не было — ни автобусов, ни легковых машин.

Руководство завода понимало: транспортную проб-лему надо решать, предприятие ширится, людей все больше, никаких фургонов не хватит. Да и не дело, когда на смену приезжает уже уставший в пути человек: тяжелой, а часто и опасной физической работы тогда у металлургов было очень много.

И начали прокладывать в Череповце трамвайные рельсы. Пригласили для этого сторонних строителей: здесь-то такого опыта ни у кого, понятно, не было, в областной столице и сейчас трамвая нет. Горожане приходили смотреть на работу, мысленно, а то и вслух торопили строителей: всем хотелось ездить по-человечески.

«Как будто демонстрация»

И вот 19 октября 1956 года состоялось открытие первого трамвайного маршрута в Череповце.

— Как это было торжественно! — вспоминает Нина Арсентьевна. — Как будто демонстрация, столько народу пришло на кольцо (здесь, на перекрестке улиц Сталеваров и Металлургов, разворачивался трамвай, чтобы снова ехать на завод, — так этот перекресток с тех пор и стали называть. — Авт.). И какое облегчение было теперь доехать до завода. Люди катались просто так — в выходной брали детей и проезжали иногда по маршруту два-три раза, так всем было интересно и радостно.

Хотя первый маршрут был совсем короткий — от остановки «Фабрика обуви», рядом с которой и разместилось первое трамвайное депо (его теперь уже нет, как нет и фабрики), до металлургического завода, — это было все же решение проблемы. Даже неудобства не слишком замечались.

— Первые вагоны где-то купили старые, — вспоминает Нина Зимина. — Деревянные, очень холодные. А зимы стояли морозные — ой! Не так, как сейчас.

Сама она, как только стали набирать кондукторов, пришла к кадровику автотранспортного цеха, и ее взяли. Тем более и опыт уже был. А вскоре Нина решила выучиться на вагоновожатого — и стала сама водить трамвай.

Где учат на вагоновожатого?

— Зарплата была у водителей трамвая 600 рублей, у кого первый класс — 700. Очень немного по тем деньгам, в середине 50-х. Но девчонки шли, учились.

Первая группа ездила на обучение аж в Челябинск, ничего ближе, видимо, не нашлось. 15 девушек повез туда Петр Обаев, много лет отдавший трамвайному делу Череповца. Они, а также директор Зеленцов и главный инженер Беляев и стали потом наставниками молодым.

Учили на производстве — организовали курсы; экзамены приходили принимать сотрудники ГАИ («Красивые мужички! — с лукавой улыбкой комментирует Нина Арсентьевна. — Да и в трамвайном парке все женщины были как на подбор — красавицы, статные!»)

— Однажды, несколько лет спустя, училище № 27 набирало группу водителей трамвая, — продолжает моя собеседница, — но то ли никто не шел, то ли невыгодно оказалось — один выпуск сделали и закрыли группу. Так и учили в депо, как и сейчас. А зря: не все ведь девушки остаются, кто-то уйдет в декрет и не вернется, кто-то просто найдет что-то другое. Тяжело ведь вставать в четыре, а то и в три утра; к тому же внимание должно быть хорошее: на дороге всякое случается.

Водителем трамвая Нина Зимина отработала 15 лет. Без аварий и нарушений. И в 1974-м ее назначили диспетчером трамвайного управления, а в 1981 году — старшим диспетчером службы движения.

— Бывало, до ночи сижу, графики составляю, — вспоминает Нина Арсентьевна. — Это сейчас машина сама все посчитает, а тогда без всякой техники все нужно было учесть. Вот как жизнь изменилась!

2, 4, 8

Сегодня молодые череповчане и гости города удивляются: почему такая странная нумерация трамвайных маршрутов — 2, 4 и 8? Расскажем и об этом.

Поначалу, как помнит Нина Арсентьевна, ходило 6 — 7 трамваев. И всегда переполнены, люди ехали на работу и с работы даже на сцепках вагонов! Днем пассажиров тоже было немало. Стали просить, чтобы купили еще вагоны, и завод (чьим подразделением долгое время было трамвайное депо) средства нашел, трамваев стало больше. Появились более новые вагоны, теплые. Больше, чем пассажиры, радовались кондуктора и водители: им-то целый день в холоде каково было?

Через полтора года, в мае 1958-го, открылся новый маршрут — № 2, завод — вокзал, продолжавший первый. И это тоже было радостным событием в городе. Потом проложили маршрут от «Доменной» (конечная маршрутов 1 и 2) вглубь завода до третьей аглофабрики — и он получил номер три.

И только в 1984 году появился маршрут № 4 — от «Олимпийской» до «Доменной», и то немного не такой, как сейчас (на комбинат шел через вокзал). Затем закрыли маршрут № 3, продлив четвертый. Планировалось пустить трамвай и за Шексну, построить линии скоростного трамвая на химпроизводство — на азотно-туковый завод и к ПО «Аммофос»… Этим планам не суждено было сбыться, но еще один маршрут все же появился — и получил номер 8: «Олимпийская» — «Вокзал». Так и остались номера на этих трех маршрутах: 2, 4, 8. Сегодня каждый день выходят на линию 28 вагонов, перевозя за год более восьми миллионов пассажиров.

Ода трамваю

Когда Нина Зимина рассказывает о деле всей жизни — увлекается. Она и сейчас душой болеет за родное предприятие, которому минувшей осенью исполнилось 60 лет и которому она отдала почти 44 года. Сначала, как мы уже сказали, работала кондуктором, потом водителем трамвая. Когда готовились принять новые вагоны, Нину Зимину «как самого опытного специалиста» (так сказано в характеристике) направили в Ленинград — учиться работе на трамваях нового образца. Вернувшись, она обучала других водителей. В 1973-м окончила вечерний техникум по специальности «техник-электрик». Наверно, она знает о трамвайном деле все. Приходилось даже ездить на снегоуборщике:

— Купили его почти сразу — старый, худой, — качает головой Нина Арсентьевна. — Ночью пути снегом засыплет, снег еще и в лед превратится — беда. Снегочист наш по льду буксует — не выехать!.. Ездили мы на нем сначала сами по очереди, потом специальных дежурных ввели, они пути приводили в порядок перед сменой. Теперь куда как лучше.

Много было перемен за это время. Упраздняли кондукторов:

— Установили компостеры в вагонах, наша обязанность как водителей была вытащить выручку и в депо сдать после смены. А там тоже автомат — бросаешь туда мешок с деньгами, а кассир утром приходит и считает деньги.

Перекладывали пути:

— Убрали рельсы с улиц Металлургов и Ломоносова, а зря, народу там больше ездило! — и сейчас переживает ветеран. — Не ценили трамвай, а ведь как удобно ехать — не трясет, тепло, мягко. От завода до Заречья, до конечной, за полчаса доезжали, потом и вовсе за 28 минут.

Строили новые:

— Когда открыли маршрут до Олимпийской, трамвайщики накрыли столы прямо в вагоне, устроили чаепитие — и сколько же было желающих прокатиться в таком необычном трамвае!

Радуется она и за водителей:

— В новом депо на Олимпийской все теперь культурно — и буфет есть, и комнатка, где посидеть. У нас-то не так было: пока трамвай круг на вокзал делает от Ломоносова и обратно, водитель успевала в столовой на углу с улицей Металлургов пообедать (ее подменяли на это время). И снова за работу.

С благодарностью говорит Нина Зимина о сегодняшнем коллективе:

— Не забывают нас, ветеранов. Каждый год ко Дню пожилого человека праздник устраивают, приглашают нас. На юбилей в прошлом году звали. Приятно это.

Трамвай как место встречи

В трамвае она и с мужем познакомилась. Ездил Николай на работу и приметил красавицу Нину. Приглянулась ему девушка, стали встречаться, ходили в кино, на танцы в Соляной сад («Года три он ходил»). Был он тогда электриком, окончил ГПТУ. Потом в институт поступил, окончил с отличием, стал старшим электриком второго листопрокатного цеха работать. Даже в Германии побывал — направили обучить коллег.

— Такой он у меня трудяга. Всю жизнь на заводе проработал — и без единой аварии! — с огромным уважением и гордостью говорит Нина Арсентьевна. — Уставал, правда, очень. Придет с работы — сердитый иногда. Но я знаю: это он просто устал. Отдохнет — с дочками будет возиться.

Гордится Нина Арсентьевна и умелыми руками мужа: Николай Михайлович все умеет, даже два дома сам на даче построил. А уж дочек как любит! Младшую, Надюшу, все на руках носил. Обе дочери учились почти на отлично, обе окончили институты, но какие разные! Старшая, Елена, выбрала прикладную математику и кибернетику, а младшая стала филологом.

— Сейчас Надя в Венгрии живет. Работала там учительницей, а сейчас у них с мужем свой бизнес. Я в гости ездила — тепло там, хорошо, продукты дешевые. Можно жить, — резюмирует Нина Арсентьевна. — Елена — инженер-программист высшей квалификации в «Северсталь-инфокоме», тоже много лет работает на одном месте, как отец.

Наверное, о таких, как Нина Зимина, слова из песни: «Так как же это вышло-то, что все шелками вышито судьбы моей простое полотно»…

Ирина Ромина

В Никольском районе пьяный водитель устроил ДТП, пострадали двое - Вологда-поискНакануне днем на 1-м км автодороги Вахнево-Котельное произошла автомобильная авария.
27.05.2017 Вологда-поиск
Мужчина пострадал в аварии в Вологде - 35media.RuОколо полуночи 26 мая на перекрестке улиц Конева и Можайского произошло ДТП.
27.05.2017 35media.Ru
Пьяный водитель съехал в кювет в Никольском районе - 35media.RuФото УМВД России по Вологодской области Нива съехала в кювет на первом километре автодороги Вахнево – Котельное.
27.05.2017 35media.Ru
Четыре района Череповца объединил автобус № 4, идущий по новому маршруту - 35media.RuОбъединить четыре района города для пассажиров общественного транспорта. К такому решению пришли власти города и перевозчики и изменили маршрут движения четверки.
27.05.2017 35media.Ru
На оживленном перекрестке в Зашекснинском районе ВАЗ протаранил иномарку - Город ЧеФото: Gorodche.ru Авария произошла сегодня около 5 часов утра на пересечении Октябрьского пр.
27.05.2017 Город Че
Две машины столкнулись в Череповце. Есть пострадавший - 35media.RuАвария произошла сегодня, 27 мая в 4.40 утра. Столкнулись автомобили «Рено Логан» и «ВАЗ» 15- ой модели.
27.05.2017 35media.Ru
«Лежачих полицейских» у школы № 15 в Череповце установят на следующей неделе - Администрация г.ЧереповецКапитальный ремонт на улице Гагарина завершился 10 мая . Однако установленных раньше на дороге «лежачих полицейских» на место до сих пор не вернули.
26.05.2017 Администрация г.Череповец
В Вологде продолжаются работы по нанесению дорожной разметки - Администрация г.ВологдаВ настоящий момент работы уже выполнены на улицах Мира, Чернышевского, Можайского, Конева, Фрязиновской, проспекте Победы.
26.05.2017 Администрация г.Вологда
В Череповце 15 светофоров объединят в «зеленую волну» - Администрация г.ЧереповецРаботы по программированию новой системы завершатся завтра, 27 мая. В итоге 15 светофорных объектов попадут в одну «зеленую волну».
26.05.2017 Администрация г.Череповец
Акция «Нетрезвый водитель» стартует вечером 26 мая и продлится все выходные.
26.05.2017 Администрация г.Череповец
Большегруз врезался в автобус в Череповце. Пострадала женщина - 35media.RuФото: ГИБДД г. Череповца Фото: ГИБДД г. Череповца Фото: ГИБДД г. Череповца Фото: ГИБДД г. Череповца Фото: ГИБДД г. Череповца Фото: ГИБДД г. Череповца Авария произошла сегодня, 28 мая в 7.45 на улице Окружной в Череповце.
28.05.2017 35media.Ru
Выехал на встречную: на трассе под Череповцом столкнулись 2 машины, пострадал водитель - Город ЧеФото: УМВД по Вологодской области Авария произошла сегодня около 7 утра на 143 километре дороги Вологда - Новая Ладога.
28.05.2017 Город Че
Череповецким межрайонным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области возбуждено уголовное дело по факту смерти 26-летней череповчанки по признакам  преступления,
26.05.2017 Следственный комитет
Пьяный водитель съехал в кювет в Никольском районе - 35media.RuФото УМВД России по Вологодской области Нива съехала в кювет на первом километре автодороги Вахнево – Котельное.
27.05.2017 35media.Ru
Следственным отделом по Великоустюгскому району Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области продолжается расследование уголовного дела в отношении  главного бухгалтера организации,
26.05.2017 Следственный комитет