Прирост водителей-новичков в России радикально сокращается на фоне большого, двухмиллионного, прироста парка автомобилей. Особенно волнует экспертов резкое сокращение интереса к получению водительских прав для управления грузовиками и автобусами.
В прошлом году, по статистике ГИБДД, россиянам было выдано 1,33 млн водительских прав, из которых 1,07 млн — категории B. По сравнению с прошлыми годами это существенно меньше.
Так, в 2016 году удостоверения получили более 2 млн человек, в 2015 году — 1,87 млн, в 2014 году — 2,4 млн. При этом, как подчеркивают опрошенные «Коммерсантом» эксперты, количество выданных прав в самой массовой категории B сократилось незначительно — всего на 9 — 10 %. Снижение, скорее всего, было связано с экономической ситуацией в стране: у кого-то пока нет денег, кто-то откладывает процесс обучения на потом.
Что действительно настораживает, так это резкое сокращение числа новых водителей-профессионалов. В частности, количество россиян, получивших права категории С, уменьшилось с 124,6 тысячи человек до 106,4 тысячи, категории D — c 42,3 тысячи до 37,9 тысячи. Самое радикальное снижение зафиксировано по категории С1, которая позволяет водить грузовики массой от 3,5 до 7,5 тонны, — с 43,7 тысячи человек до 1,1 тысячи.
Большинство аналитиков уверено, что падение спроса на обучение по профессиональным категориям связано с облегченным допуском на рынок перевозок водителей-иностранцев. Напомним, в 2017 году были приняты законы, позволившие гражданам Белоруссии и Киргизии управлять грузовиками и автобусами по своим национальным правам. То есть российских водителей все чаще заменяют приезжие из СНГ, готовые работать за существенно меньшую зарплату. Если учитывать, что спроса на перевозки меньше не стало, можно говорить о быстром вымывании российских водителей-профессионалов с рынка.
При всем этом автопарк страны за год увеличился на 4,5 %, то есть с 57,1 млн до 59,7 млн транспортных средств. Отмечается, что большая часть автомобилей (21,4 млн) — старше 15 лет. А стареющий автопарк является не меньшей угрозой безопасности движения, чем низкоквалифицированные водители, способные в буквальном смысле жить в кабине.
Андрей Савин