В 50-м выпуске «Глянца» мы просто не могли не вспомнить, как делался первый номер. Для Валерия Бурцева, генерального директора холдинга «Форвард-Медиа», создавшего проект семь лет назад, этот «ребенок» — один из самых любимых. «Глянец» рождался в муках, но быстро встал на ноги, обрел свое лицо и неизменно радует «родителя».
Валерий Бурцев рассказал, как придумывался «Глянец», как выбираются герои и что обрушивается на них после публикации, а также о череповецком менталитете и ударной пятилетке интернет-рекордсмена сайта «Город Че».
«Глянец», который получился
— Когда выпускали первый номер «Глянца», ожидали, что будет и 50-й?
— Изначально мы хотели создать постоянно работающий продукт, и мы были уверены, что проект будет на долгую перспективу, а не на пару номеров. «Глянец» задумывался как бизнес-проект, чтобы журнал пользовался спросом как у читателей, так и у рекламодателей. И 50-й выпуск «Глянца», который вы держите в руках, показывает, что нам удалось реализовать задуманное и стратегия была выбрана правильно. Как мы об этом судим? По продажам — это самый верный способ. Все киоски и торговые сети берут «Глянец» в продажу, рекламодатели покупают место в журнале. И даже когда мы вынуждены повышать цену на журнал, его продажи не падают, поскольку у «Глянца» есть свой читатель.
— Как пришла идея создания журнала?
— Выбор концепции журнала был довольно долгим. От идеи, что нам нужен глянцевый проект, до первого выпуска прошел примерно год, не меньше. Год мы разрабатывали концепцию журнала, проводили маркетинг. И плотно изучали рынок, прежде всего региональный, от Архангельска до Новосибирска. Смотрели, какие журналы издаются в других регионах, более развитых в отношении печатных СМИ, нежели Череповец и Вологодская область. Изучали, какие издания более востребованны, какие менее. Какие журналы пользуются спросом у читателей, а какие — у рекламодателей. Ездили в командировки, смотрели, как делаются и продаются журналы в регионах. Эта подготовительная работа была очень серьезной и заняла немало времени. Помнится, рассматривали вариант издания по лицензии, то есть работы под каким-то брендом. Тем более что у нас уже был успешный пример такого издания, я имею в виду «Телесемь». Но, проанализировав всю информацию, которую мы получили за подготовительный год, поняли, что видим не франшизный журнал, а свой собственный, то есть изданный целиком в Череповце и для череповчан. И именно такой журнал, как нам представлялось, будет более конкурентоспособным в конкретном Череповце на длительную перспективу. Практика показала, что решение было верным, потому что множество глянцевых франшиз в других городах сейчас массово позакрывались.
50-й, коллекционный номер «Глянца» уже появился в продаже |
Разный журнал для разных людей
— С первого номера «Глянец» провозгласил: раскрываем по-новому известных людей Череповца. Как выбираете героев? Ведь одни считают, что в Череповце столько селебрити, что в них можно утонуть. А другие, напротив, не видят в городе знаменитостей.
— Наши герои — яркие люди, которые живут в Череповце или родились в нашем городе и сделали что-то заметное в других точках земного шара. Мы изначально решили, что будем выпускать не деловой журнал, а издание направленности, приближенной к lifestyle. И уже семь лет мы придерживаемся этой концепции. Разумеется, «Глянец» менялся и продолжает меняться. Его возглавляли разные главные редакторы, и у каждого был свой взгляд на журнал. Концепция модифицировалась, но генеральная линия оставалась неизменной. Теперь о выборе героев. Основной критерий здесь таков: человек должен иметь прямое отношение к Череповцу и быть интересен нашей читательской аудитории. Нас читают преимущественно люди от 25 до 50 лет, которые живут активной жизнью и интересуются происходящим в своем городе. Учитывая, что наша целевая аудитория довольно широка, мы стараемся рассказывать о самых разных героях. Поэтому в «Глянце» можно найти интервью с успешными руководителями и высокопоставленными чиновниками и рассказ о звездах шоу-бизнеса или спорта.
Сейчас в этом отношении нам стало проще работать. Появилась четкая обратная связь, которая позволяет нам видеть, какие герои интересны аудитории, а какие не интересны, и сделать выводы, готовя следующий выпуск «Глянца». И это не вкусовщина, а статистика. Ведь сейчас журнал стал мультимедийным продуктом и фактически существует в бумажном варианте и электронной версии, которую можно купить и скачать в киосках Apple и Googlе Play Market. К слову, это направление продаж журнала показывает хороший рост, под тысячу скачиваний каждого номера. Кроме того, материалы журнала публикуются на нашем сайте gorodche.ru. И мы может отследить, сколько человек прочитали тот или иной материал, сколько людей открыли, но не прочитали материал до конца. И даже сколько времени пользователи провели с открытым материалом.
— В некоторых интервью герои «Глянца» выходят за пределы традиционного «стиля жизни» и их рассказ о себе подчас напоминает исповедь — о жизненном выборе, трагедиях, ошибках… Не боитесь «загрузить» читателя, который купил журнал с яркой обложкой, рассчитывая на легкое чтение?
— Все герои — разные, и тексты получаются разными. Это может быть 20-летняя девушка, которая заняла второе место на конкурсе «Мисс Maxim» и тем самым привлекла интерес журналистов «Глянца». Но под одной обложкой мы разместим и интервью с топ-менеджером крупной компании. Он занимает свою должность не один десяток лет и закрыт на все пуговицы. Разве могут материалы об этих людях быть сколько-нибудь похожими? Повторюсь, люди разные, и темы они затрагивают разные. И, наверное, это неплохо. Ведь наш журнал покупают и ровесники этой девушки из Maxima, и бизнесмены, руководители, чиновники и так далее.
Шире рецепта, шире успеха
— Многие герои публикаций в «Глянце» рассказывают о том, как добились высот в различных сферах. Можно ли условно назвать журнал «Рецепт успеха»?
— Вы напомнили мне этим вопросом о том, как мы искали название для журнала. У нас был шорт-лист из сотни названий, и эта тема горячо обсуждалась. Возможно, и «Рецепт успеха» фигурировал. Но мы выбрали более общее название, охватывающее обширный круг тем и героев. «Глянец» — это не только история успеха. Хотя бы потому, что все мы по-разному понимаем успех. Для одних то или иное достижение — бесспорный успех, а для других тот же факт — ерунда и проходящее событие. Мы пишем не только об успешных личностях. Например, нам интересны люди, которые родились в Череповце, но живут в других странах, в том числе экзотических. Вряд ли это можно назвать историей успеха, скорее это образ жизни, который люди выбрали для себя. Или возьмем наши материалы о свадьбах. Герои этих статей зачастую слишком молоды для крупных достижений, у них все впереди. Но читать о них интересно. Люди любят читать о молодых и позитивных героях, которые к тому же живут с ними в одном городе.
— Кто-нибудь из героев журнала говорил вам о том, что публикация в «Глянце» как-то повлияла на его повседневную жизнь?
— Этот вопрос лучше было бы задать главному редактору Елене Борониной, поскольку я меньше контактирую с героями, нежели она. Но некоторые отзывы до меня, разумеется, доходят. Например, о том, что публикации заметны в городе, о них говорят, сообщают знакомым. Хотя тираж журнала не очень большой. И это нередко удивляет наших героев. Специфика глянцевого журнала, помимо прочего, и в том, что у него есть так называемый вау-эффект, которого нет у многих других СМИ. Допустим, показали человека по телевизору. И как ему обратить внимание друзей и родных на этот факт? Послать ссылку или всем демонстрировать запись на телефоне? Слишком сложно и технически, и для восприятия. Тогда как показать статью о себе в глянцевом журнале — совсем другое дело.
Делу время, потехе час
— Вы не только издатель «Глянца», но и активный его читатель. Прочитав 49 номеров журнала, в которые вошло несколько сотен интервью с череповчанами, что вы поняли о жителях нашего города? Существует ли пресловутый череповецкий менталитет и в чем он выражается?
— Знаете, фразу «У нас здесь не Череповец, у нас свой дух и характер» я слышал много раз в тех городах, в которые приезжал. Есть ли этот особый дух в Череповце? Конечно, есть. Но, по моему опыту, менталитет череповчанина довольно близок к менталитету наших географических соседей. А вот с людьми, которые живут далеко от нас, например с южанами или сибиряками, сходства мало. У них даже психология другая.
Как бы я охарактеризовал череповчанина…
Он динамичный и энергичный, в той же Вологде темп жизни гораздо более размеренный. Об этом многие говорят. Люди нашего города деловые, высоко ценят время. В других городах ты можешь приехать на встречу с партнером или клиентом, и там будет неспешная беседа о чем угодно, только не о деле. С излияниями души и прочим. Череповчанам это не свойственно, они менее склонны к пустословию и, наверное, более закрыты. И для журнала это, прямо скажу, плохо, потому что человека, особенно работающего во власти или бизнесе, трудно вывести на откровенность.
— Раскройте секрет в связи с юбилеем. «Глянец» — имиджевый проект для «Форвард-Медиа», вишенка на вашем торте, или успешный бизнес-проект?
— Скажу прямо, бешеной прибыли «Глянец» не приносит. Наверное, это и невозможно для подобного продукта в нестоличном городе. Но убытков он тоже не дает, то есть окупает сам себя. Но мы продолжаем издавать «Глянец» и не планируем его закрывать. Потому что убеждены, что помимо прибыли должны быть и другие цели. Если не «Глянец», то кто будет рассказывать о череповчанах, которые добились в жизни чего-то существенного? Других таких изданий на нашем рынке мы пока не видим.
На бумаге и в интернете
— Для смартфона у вас создан новостной сайт «Город Че», который в этом году отмечает пятилетие. Довольны первой пятилеткой?
— Бесспорно, мы довольны результатами, которые показывает «Город Че», и считаем его открытие настоящим успехом. «Город Че» занимает первое место в рейтинге по посещаемости среди сайтов Череповца и Вологодской области. Аудитория сайта превышает 215 тысяч уникальных посетителей в месяц, они просматривают более полутора миллионов страниц на сайте. Немало у нас и других рекордов, да практически все они — наши: самые крупные показатели посещаемости за день, самое цитируемое СМИ, у нас самые массовые среди городских и областных СМИ группы в социальных сетях. Два ближайших к нам по посещаемости сайта имеют суммарную аудиторию на 20% меньше, чем один «Город Че». Мы считаем, что нам удалось построить сильный бренд. И читатели откликаются на наши усилия. Но не буду скрывать, что успеха удалось добиться не сразу. Три года ушло на то, чтобы вывести «Город Че» на лидирующие позиции.
— Многие годы считалось, что активных и прогрессивных людей, в особенности молодых, не слишком интересуют новости своего города. И вдруг все бросились читать и постить местные происшествия. Люди изменились или журналисты научились искать новости, которые интересны горожанам?
— И то, и другое. Вообще, в последние лет десять произошли глобальные изменения в этом отношении. Действительно, в прежние времена, причем недавние, к местным новостям относились как к чему-то такому, что интересно лишь пожилым людям. Но с годами это переросло в концепцию, по которой происходящее в соседнем дворе или на улице твоего города для тебя важнее, чем федеральные и мировые новости. Потому что эти события влияют на твою жизнь, а избрание президента в далекой стране никак не может на тебя повлиять, как и ты не можешь повлиять на эти процессы. И сегодня действительно многие так считают. Городская инфраструктура, социальные вопросы, криминал, аварии — вот темы, которые традиционно находятся среди топовых.
— Какие цели вы будете преследовать далее — продолжите строить «империю» или когда-то остановитесь?
— Никогда. Основная логика предпринимательства: бизнес, который не развивается, умирает. Знаете, когда мы приходим в тот или иной регион, на местном уровне появляются слухи и догадки, зачем мы туда пришли. Одни говорят, что губернатор или мэр себе карманное СМИ заводит, другие, наоборот, убеждены, что нас оппозиционеры открыли, третьи предполагают, что все это затеяли под выборы. Наше расширение — это про бизнес. Мы понимаем, что можем делать успешные проекты не только на территории Череповца, но и за его пределами. И пользуемся этой возможностью. Мы находим ниши, в которые можем зайти, и заходим в них. Что будет дальше? Мы, вероятно, будем и дальше концентрироваться на тех сферах, в которых считаем себя конкурентоспособными. Это печатные СМИ и интернет-СМИ. Будем продолжать развиваться и увеличивать долю наших читателей и выручки в Интернете.
Текст — Сергей Виноградов
Фото Алексея Устимова